Информационный век закончен, начался век опыта

25 мая 2016 Майк Вадхира

Информационный век закончен, начался век опыта

Спустя двадцать пять лет после рождения Всемирной паутины мы подошли к концу Информационного века. Мобильные экраны и повсеместное распространение Интернета положили начало явлению, которое я называю «веком опыта».

Когда вы последний раз обновляли свой статус в Facebook? Может, вы уже забросили это дело? СМИ писали, что 1,6-миллиардная аудитория Facebook стала на 21% реже публиковать оригинальные сообщения.

Статусная панелька – это икона информационного века, в котором доминируют настольные компьютеры, а компании объявляют своей миссией упорядочение мировой информации. Иконы века опыта совсем другие – родом из микрокомпьютеров, мобильных датчиков и высокоскоростных соединений.

Смерть статусной панели – это лишь маленький эпизод перехода от информации к опыту. Почему это происходит? Если вкратце, потому что меняется контекст наших онлайновых связей, сформированных подключенными устройствами.

Вы – не ваш профиль

Для иллюстрации вспомним Facebook и Snapchat.

Facebook – это коренной житель информационного века. Подобно другим соцсетям своего поколения, Facebook строился согласно принципу настольной эпохи – принципу накопления.

Накопление проявляется в таком цифровом профиле, в котором моя идентичность – это сумма всей сохраненной мной информации, будь то текст, фотографии, видео, веб-страницы (впервые эту тему раскрыл Эван Шпигель в 2015 году в видеоролике на YouTube под названием «Что такое Snapchat?»). В информационном веке мы идентифицировали себя через цифровой профиль.

Но затем мобильные технологии изменили наше отношение к цифровой идентичности. Сегодня интернет-камера непрерывно снимает нашу жизнь в каждый момент времени, и накопление информации отошло на второй план, оно уступило первую скрипку непрерывному процессу самовыражения. «Виртуальное Я» сегодня все менее заметно. Пусть «Я» – результат всего, что я делаю, но это уже не его простое накопление. Коренным жителем этой новой реальности является Snapchat.

Многие думают, что главная идея Snapchat – секретность, но настоящая инновация проекта эфемерных сообщений вовсе не в их саморазрушаемости. Она в том, что эти сообщения заставляют нас порвать с привычкой к накоплению, сложившуюся на десктопе. Как следствие, профиль больше не является центром социальной вселенной. В век опыта вы уже не профиль. Теперь вы – это просто вы.

Не говори, а показывай

Главная идея века опыта звучит так: я покажу тебе мою точку зрения, но ты удели мне внимание. Я уже слышу ваше возражение: «Но в социальных сетях так было всегда!» Да, было. Новизна в другом: наши истории теперь и начинаются, и заканчиваются визуально, что делает повествование гораздо буквальнее, чем раньше.

В информационный век коммуникация начиналась с информации. В Facebook набираешь текст в поле статуса, добавляешь какие-то метаданные, например местоположение, и выбираешь из иерархии смайлики, чтобы показать, что чувствуешь. Этот информационно-ориентированный подход проявляется и в механизмах обратной связи Facebook: шесть готовых реакций с цепочкой комментариев.

В Snapchat же процесс всегда начинается с камеры. Обратная связь здесь пассивна: просто прокручиваешь сюжет и смотришь, какие друзья смотрели твои снапы. В век опыта главный метод ввода – визуальный, а главный метод обратной связи – внимание.

Сегодня петля обратной связи, соединяющая публикацию и внимание, и начинается, и заканчивается на мобильном устройстве. А в будущем она будет, допустим, начинаться на контактных линзах и заканчиваться в виртуальной реальности.

Стек опыта

Данное развитие событий означает, что все недавние инвестиции Facebook, такие как прямые видеотрансляции, 360-градусные камеры и виртуальная реальность, попадают в один и тот же портфель. И Facebook не единственный технический гигант, который демонстрирует дальновидность и ищет способы совместить эти технологии. Вы уже наверняка слышали о Magic Leap, сверхсекретном AR-стартапе с оценкой в $4,5 млрд и инвесторами типа Google и Alibaba.

Разворачивается глобальная гонка вооружений, которая ведет к появлению многоуровневых технологий, которые я называю стеком опыта:

В самом низу расположен уровень 0 – реальный мир. Сам стек как таковой служит для захвата и передачи моментов этого реального мира, поэтому в его основе – реальность.

А вот уровни более высокого порядка уже физические и логические. На самом верху размещен уровень приложений, здесь находятся продукты типа Snapchat Live и Periscope. Продукты завтрашнего дня будут обладать еще более высокой степенью погружения. Возьмем для примера перезапуск Airtime Шона Паркера или A New Morning от Magic Leap.

Читайте также:

Коммуникация – проблема, не имеющая решенияКоммуникация – проблема, не имеющая решения
Готовимся к технологической революции, вызванной искусственным интеллектомГотовимся к технологической революции, вызванной искусственным интеллектом
Грядет ДесктопгеддонГрядет Десктопгеддон

Стек опыта будет быстрее выводить новые продукты на рынок, поскольку каждый уровень может расти независимо от других и при этом выигрывать от прогресса на более низких уровнях. Пример этого феномена – высокоскоростная 3G-связь, через которую работает Apple App Store. Два эти явления резко продвинули вперед всю мобильную технику. Лучшими продуктами века опыта станут такие новые приложения, которые появятся в нужное время и совершат качественный прорыв на нижних уровнях. А поскольку некоторые уровни пока весьма молоды, перед нами открываются колоссальные возможности.

Наши онлайновые и офлайновые идентичности сливаются друг с другом. Те истории, которые мы рассказываем друг другу, начинаются и заканчиваются визуально, а инвестиции на каждом уровне нового стека ускоряют развитие продуктов, основанных на опыте. В совокупности эти тенденции уже распахнули дверь для нового золотого века технологий.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Print Friendly

Об авторе

Майк ВадхираМайк Вадхира (Mike Wadhera) – программный инженер, основатель и гендиректор Sports Feed. Ранее работал в Involver и Oracle.
  1. Виталий
    1 июня 2016 в 11:30 | #1

    На мой вкус, одна из интереснейших статей, прочитанных мной за последнее время. Думаю опубликовать её на TJournal.

  2. Арсен
    8 июня 2016 в 12:29 | #2

    Тут чувак Библию на языке Емоджи замутил мы живьём в очень интересное и сумасшедшие время =)!!!

Spam protection by WP Captcha-Free