Коммуникация – проблема, не имеющая решения

8 апреля 2016 Пол Глен

Вы уже подумали на тему, чем будете заниматься в наступающем году (2016–м – прим. пер.)? Большинство людей в индустрии ИТ хотя бы немного, но задумываются о тех преимуществах, которые им сулит новый год. Но даже если вы об этом не думали, я предлагаю все же выделить несколько секунд и поразмышлять о проблемах, которые нужно решить, возможностях, за которые нужно ухватиться.

Готов поспорить, что одна из проблем, о которых вы думали, – это «проблема коммуникации». Тут неважно, менеджер вы или рядовой сотрудник – проблемы коммуникации есть у всех, будь то с деловыми партнерами или акционерами, проектными менеджерами, сотрудниками или другими группами в ИТ-отделе. Мы все хотим как можно глубже погружаться «в струю» работы или как можно проще получать необходимую для нее информацию. И эта проблема, похоже, просто не имеет решения.

Если вы не новичок в ИТ, вы наверняка и раньше давали себе новогодние обещания навести порядок в этой сфере. Охваченные благими намерениями и амбициями, менеджеры бросаются планировать тренинги и стоячие встречи. Сотрудники пишут и раздают статусные отчеты. Но, как правило, уже к концу первого квартала эта активность почти сходит на нет. Тренинги забрасывают, статусные отчеты пропускают в силу более важных дел, а встречи отменяются, потому что на них ходят все меньше и меньше.

Большинство из нас считает, что так происходит из-за нехватки внимания или ежедневной рутины срочных дел. Но на самом деле это происходит из-за того, что эти планы основаны на фундаментально неверном представлении, которое обрекает их на смерть: мы считаем, что плохая коммуникация является проблемой. Это неверно. Во всяком случае, это не такая проблема, как мы, технари, представляем себе проблемы.

Для нас проблемы имеют абсолютно конкретную структуру. Сначала идет формулировка ситуации: нечто сломалось или испортилось, и это нужно починить. Или, на худой конец, работает плохо, и нужно улучшить. Другие элементы проблемы: предпосылки, правила, ограничения и решения.

Последний элемент – наш любимый. Для технаря нет большей радости, чем решить проблему. Мы так любим решения проблем, что весь мир рассматриваем через призму «проблема – решение». Она настолько укоренилась в нашей ментальности, что и на рабочем месте мы все раскладываем по полочкам проблем и решений.

Возможно, такое представление о проблемах и решениях восходит к учебе в школе, когда мы учили математику, хотя проблемы взрослых людей могут сильно отличаться от математики. В математике всегда известна задача: y = mx + b, определите x. Мы применяем математические правила и логику к неким аксиоматическим утверждениям и находим ответ (причем ответ единственно возможный, а не набор ответов). Ответ является тем, что требовалось доказать. И все. Когда проблема решена, она остается решенной всегда.

Читайте также:

Готовимся к технологической революции, вызванной искусственным интеллектомГотовимся к технологической революции, вызванной искусственным интеллектом
10 новых слов, которые нужно знать в Кремниевой долине10 новых слов, которые нужно знать в Кремниевой долине
Вчерашний день социальных сетейВчерашний день социальных сетей

Но коммуникационная проблема не вписывается в этот шаблон. Сколько ее ни решай, она не будет решенной. Можно провести мероприятие, например семинар по коммуникациям, и выработать какие-то полезные инструменты, но в своей основе проблема коммуникации не есть результат нехватки навыков. Даже если целенаправленно применять какие-то процессы, можно помочь людям определить, когда и с кем общаться, но такие процессы не помогут каждому иметь всю необходимую информацию в любой момент времени.

Причина неразрешимости данной проблемы в том, что коммуникация – это элемент человеческих отношений, которые сами по себе очень сложны и постоянно изменяются. Вероятность ошибок в коммуникации существует всегда, даже при самых лучших побуждениях. И тем более, что люди передают друг другу гораздо больше, чем просто информацию. Они выражают эмоции и реагируют на них.

Нам, технарям, нужна третья категория помимо проблем и решений. В наш короткий список концепций нужно добавить «управляемые ситуации». Это такие вопросы, которые требуют постоянного внимания и усилий, но которые никогда не будут «решены» или окончены.

Пока мы не изменим наше отношение к проблемам коммуникации, мы никогда не сможем выйти из замкнутого круга неудач, которые порождают наши же инициативы.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Статья подготовлена совместно с blitz-perevod.ru.

Print Friendly

Об авторе

Пол ГленПол Глен (Paul Glen) – писатель, преподаватель, гендиректор Leading Geeks. Обладатель ряда журналистских и писательских премий.
  1. Юзер
    3 июля 2016 в 18:00 | #1

    Непонятная статья, набор слов.

Spam protection by WP Captcha-Free