Google+ – это не социальная сеть, а Матрица

5 июня 2013 Чарльз Артур

Практически все (включая меня) не поняли Google+. У него слишком много внешних сходств с социальными сетями, такими как Facebook и Twitter: можно «дружить», можно «следить» без взаимного слежения и т.д., и в результате мы стали считать Google+ социальной сетью и оценивать его как таковую.

См. также: Почему я люблю Google+

Но по меркам социальных сетей дела у него обстоят не ахти: видимая вовлеченность невысока, влияние на внешний мир почти отсутствует.

Если бы Google+ был социальной сетью, то при наличии свыше 500 млн пользователей (это около половины Facebook, что просто громадная цифра) он практически не имеет влияния.

Мы не слышим никаких скандалов с разжиганием розни в Google+, призывов запретить жестокие видеоролики, историй о мужчинах, которые притворяются 14-летними девочками, чтобы подружиться с настоящими 14-летними девочками. Может быть, кто-нибудь рассылает ссылки с Google+, как с LinkedIn, Twitter или Facebook? Тоже нет.

Есть одна простая причина для этого. Google+ – это не социальная сеть. Это Матрица.

Да, та самая из фильма. Та, которая знает все, что вы думаете, и определяет, что вы видите и ощущаете.

Подумайте: когда вы создаете аккаунт GMail, вы автоматически получаете и аккаунт Google+. Даже если вы с ним ничего не делаете, аккаунт Google+ следит за вами все время, пока вы находитесь в своем аккаунте Google.

Если вы зайдете на главную страницу Google, не зайдя в аккаунт, тогда вы увидите большую красную кнопку «Войти» – ее цвет и местоположение призваны привлечь ваше внимание.

Карты? Если вы хотите сохранять свое местоположение, вам навязывается Google+ (как и для публикации сообщений, хотя это необязательно). Чтобы что-то отредактировать, нужно зайти в аккаунт Google+ и его Mapmaker (в том числе для редактирования OpenStreetMap, хотя там можно использовать много аккаунтов: OSM, Google, Yahoo, WordPress, AOL).

YouTube? Его можно использовать без входа (вверху будет кнопка «Войти»), но, конечно же, участвовать в комментариях будет уже нельзя. Drive? Покупки? Wallet? Новый сервис подписки на музыку? Google+ всегда требует, чтобы вы в него вошли, чтобы видеть и записывать все ваши действия.

Google+ не сильно похож на социальную сеть хотя бы по той причине, что «дружба» и «слежение» представляют собой лишь второстепенное дополнение к его главной функции – служить невидимой прослойкой между вами и вебом, которая наблюдает за всем, что вы делаете, и сохраняет это для будущего использования.

Именно в этом состоит его «матричность». Когда вы будете искать что-то, или смотреть на карту, или искать в YouTube, вы будете видеть то, что, по мнению Google, является для вас «наиболее релевантным» (и конечно, самую релевантную рекламу).

Если вы – частый гость на сайтах отрицателей изменения климата, то введя «изменения климата», вы получите именно такие сайты, а не сайты разумных ученых. Любые ваши пристрастия – политические, сексуальные, философские – будут отражены в Google+, если вы дадите ему знать о них. Это классический «пузырь фильтра».

(Кстати, из пузыря фильтра Google+ можно спастись с помощью поискового API на AJAX, который дает «чистые» результаты, как, скажем, в 2007 году. Они были упразднены в ноябре 2010 года. На данный момент этот API еще работает, но в будущем все равно придется входить – вы правильно догадались – в аккаунт Google.)

Конечно, в мире после Google+ «самыми релевантными» результатами все чаще являются те, которые ссылаются на ресурсы Google. Идея Матрицы такова, что вне Матрицы должно быть как можно меньше всего. Но некоторые люди это заметили.

Когда в США в январе 2012 года вышла новая версия поиска, была серьезная волна возмущения: разработчики Twitter, Facebook и MySpace объединились, создав плагин под названием «Не будь злым». Он убирал поисковые предпочтения, которые Google добавляет, чтобы продвигать свой продукт и делать его более популярным, чем на самом деле. Конечно, Матрица не разрешает вещи вне Матрицы, а Facebook, Twitter и (в меньшей степени) MySpace лежат вне ее паутины. В Европе антимонопольный комиссар Хоакин Альмуния заявил, что если Google хочет избежать больших судебных баталий, она должна сделать «больше уступок» в части представления поисковых результатов в тех областях, где она акцентирует собственные ресурсы.

Планы Google+ по записи движений пользователей не прошли незамеченными. Недавно об этом написал Бен Томпсон, автор блога Stratechery, а также Бенедикт Эванс из Enders Analysis в своих впечатлениях о Google I/O. Вот что пишет Томпсон:

Подумайте, что ценнее: бесполезная болтовня, мемы и фотографии детей в Facebook или каждое ваше действие в онлайне (и все чаще и в оффлайне)? Цель Google+ – объединение всех сервисов Google под общим входом, за которым можно следить по всему Интернету на любом сайте, где показывается реклама Google, используется вход Google или аналитика Google.

Каждая функция в Google+ – а также в YouTube, Maps, GMail и любом другом сервисе – это ловушка для мух с целью удостовериться, что вы зарегистрированы в Google и постоянно поставляете ей информацию.

Эванс:

Как Microsoft воспользовалась Windows и Office, а затем Internet Explorer для усиления друг друга, так же Google использует поиск, GMail, Maps, Android и все остальное, связывая их через Plus.

Цель – индексировать не только веб, но и пользователей, чтобы лучше понимать данные через знание того, как и где люди их используют. В этом весь смысл Google Plus – это не социальная сеть, а объединенная идентичность Google, связывающая весь ваш поиск, да и вообще всю вашу работу в Интернете, в единой базе данных наподобие PageRank.

Если вам нужен альтернативный взгляд на Google+, можно начать с отличной метафоры Хориса Дедью о ловле рыбы:

Google хочет преуспеть в бизнесе, имея большой поток данных, трафика, запросов и информации, которая подлежит индексированию. Это можно сравнить с мощным потоком. Чем больше воды протекает через систему, тем больше создается выручки.

Это очень приблизительная аналогия, и чтобы ее конкретизировать, давайте представим реку. Даже больше, чем реку – бассейн реки. Гигантский бассейн, размером с континент. Бизнес состоит в том, чтобы ловить рыбу в устье самой большой реки, пока она не уплыла в океан через дельту.

Работа Google – ловить рыбу преимущественно в одной точке. Это самый эффективный способ ловить рыбу, потому что в этом месте самый мощный поток воды и проще строить сети.

Если использовать эту метафору, тогда Google+ – это радиомаркеры на каждой рыбе. Это самый эффективный способ знать, куда плывет рыба. (Забудьте на минуту, что рыба – это вы. Это только мешает пониманию метафоры.)

И возникает вопрос: теперь, когда вы это знаете, насколько вам с этим комфортно? Лично я всегда считал выбор Матрицы весьма непростым. Как я понимаю, варианты следующие: жить в довольно жутком мире с ужасным климатом или в относительно комфортабельном мире (пока вы не пересекаете дорогу агентам, конечно).

Честно говоря, меня всегда интересовал вопрос: нравится ли людям, «жизнь» которых (компьютерную или обычную) изменил киногерой-хакер Нео, что этот выбор был сделан за них?

Как бы то ни было, именно в этом состоит Google+. Обсуждать его, будто это социальная сеть с активностью по типу Facebook или Twitter, значит не понимать сути.

И совершенно неважно, если вы им никогда не пользовались, не заполняли свой профиль, не заполняли круг, вас никто не добавлял в круг. Для Google важно лишь то, чтобы вы зашли в свой аккаунт – тогда она сможет сформировать свою матрицу знаний о вас.

И теперь, когда вы это знаете, что вы выберете: красную или синюю пилюлю? Войти или выйти?

Чарльз Артур

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:

Почему я люблю Google+Почему я люблю Google+
Google+: год спустяGoogle+: год спустя
Почему Google боится FacebookПочему Google боится Facebook
Print Friendly

Об авторе

Чарльз Артур (Charles Arthur) – писатель, журналист, редактор по технологиям в Guardian. Автор книги «Цифровые войны: Apple, Google, Microsoft и битва за Интернет».
  1. Прохожий
    5 июня 2013 в 12:14 | #1

    Если бы Facebook не устроил свою отгороженную от остального веба песочницу, как в свое время делал AOL, то и не пришлось бы Google в погоне за пользователями, городить свою Google+. По поводу релевантных запросов, автор видимо забыл, что в Google Chrome есть функция «Новое окно в режиме инкогнито».
    Автор не понимает, что пользователи поисковика сами сообщают ему о себе информацию, вводя в поисковой строке запрос, а чтобы выдать им то что они ищут, а не подсовывать первое попавшееся, как в Яндексе, Google должен анализировать предыдущие запросы пользователя, т.е. собирать информацию о пользователе.
    А самое важное это то, что Google не продает эту информацию третьим лицам, в отличие от Facebook.

  2. arro
    5 июня 2013 в 16:10 | #2

    про рекламу — все, кто думает головой и не страдает угрызениями по поводу «если я отключу рекламу, то бедные честные корпорации и компании, вкладывающие в рекламу миллиарды и продающие свои устройства втридорого, обанкротятся», давно уже включили адблок

    а в качестве поиска и гугл, и яндекс — та ещё фигня
    введите в поиск «office 2013 скачать торрент»
    только Нигма выведет нормальные результаты

  3. S1nz3T1c
    5 июня 2013 в 23:09 | #3

    мне кажется у людей уже паранойя.
    Ну не нравится вам гугл, сидите на других поисковиках, почте, телефонах. Выбор же есть. У гугла, как и любого большого инет игрока, есть очевидное желание стать интернетом.

  4. Xell
    10 июня 2013 в 19:01 | #4

    @arro
    ещё qwant.com в качестве поисковика советую. Тоже выдаёт то, что ищете.

  5. Max
    12 июня 2013 в 19:02 | #5

    Действительно, паранойя.
    Во всяком случае Гуглу я доверяю намного больше, чем микрософту, фейсбуку и вконтакту. Они не тиранят меня рекламой бесполезных плиткофонов и восьмовиндусов и не пытаются заставить указать адрес, номер моб. телефона или кредитки.
    Я привязал свой номер моб. телефона к гугловому аккаунту именно тогда, когда понял, что для меня это реальная ценность, и я не хочу его потерять.
    Я интересен гуглу как потребитель рекламы? Хорошо! Меня это устраивает. Их рекламная стратегия — самая цивилизованная среди прочих. Она меня ни разу не раздражала (текстовая строчка в почте — это детский лепет, по сравнению с плиткобаннерами на полэкрана).

  6. aYo11
    20 ноября 2013 в 00:23 | #6

    Хорошая статья, спасибо… Люди, очнитесь! Гугл нас скоро всех поработит. Интернет был создан быть свободным, а гугл требует твое настоящее имя, твой номер телефона, где ты живешь, чем ты живешь; завтра он будет решать, к каким сервисам ты сможешь получить доступ, а к каким — нет.
    Гугл знает о нас все. ЗАЧЕМ ему эта информация?
    КТО отменил мое право на личную тайну? Мне все равно, что гугл обещает НЕ делать с моими персональными данными, я просто не хочу, чтобы у какой-то организации с неясными для меня целями как минимум хранилась моя личная информация.
    Это не паранойя, это первые шаги к созданию самого тоталитарного из всех ранее существовавших государств. Когда гугл съест всех своих конкурентов, он будет решать, что вы можете знать, а что нет. Что вы можете говорить и что думать… Блин, неужели история ничему не учит! Щупальца гугла проникли во все сферы человеческой деятельности. Пока этот спрут изображает из себя рабочую лошадку, все будет хорошо, но как только будет дана команда действовать… мир больше не будет прежним.
    Глупые люди, не пытайтесь аргументировать «не нравиться — не пользуйся». Кто дал гуглу ПРАВО ТРЕБОВАТЬ мои личные данные? Гугл — выше конституций всех стран? Выше прав человека?

  7. Аноним
    23 октября 2016 в 05:33 | #7

    Интересная информация,откуда у меня в телефоне нарисовалась это Гугл+ ???

  8. Аноним
    16 ноября 2016 в 03:46 | #8

    Цукербрины набирают силу.

Spam protection by WP Captcha-Free