Онлайн-образование вытесняет традиционное сумасшедшими темпами

12 февраля 2013 Грегори Ференштейн

Онлайн-образование вытесняет традиционное сумасшедшими темпами

Работники образования уже знают, что рано или поздно онлайновая революция дойдет до физического учебного класса, но за последний месяц произошло столько почти революционных изменений, что этот день может наступить гораздо раньше, чем мы думали. За какие-то 30 дней крупнейшая школьная система в США начала признавать онлайн-курсы в зачетах; ведущий университет начал присуждать степени без требования о посещении занятий; десятки университетов принялись переводить свои курсы в онлайн. Момент, когда онлайновое высшее образование выйдет в массы, больше не находится где-то в неопределенном гипотетическом будущем. Уже при следующем президенте министр образования должен будет создать целый отдел, посвященный этой мощнейшей тенденции.

СМ. ТАКЖЕ: Почему «новые учебники Apple» – это действительно революция

Больше десяти лет университеты с приемными комиссиями (т.е. не университет Финикса) отказывались засчитывать свои онлайн-курсы, несмотря на их огромную популярность. В Массачусетском техническом университете был в порядке эксперимента запущен революционный проект OpenCourseWare всего с 50 бесплатными онлайн-курсами. Всего за три года он вырос до 1700 курсов посредством международного консорциума университетов (PDF). К настоящему моменту число посетителей OpenCourseWare за все время его работы достигло колоссальной цифры в 125 млн. Стартап онлайн-образования Coursera, который помимо курсов от ведущих университетов предлагает интерактивное видео, домашние задания и общение со сверстниками, после дебюта в апреле 2012 года всего за 9 месяцев набрал больше 2,5 млн пользователей.

В прошлом месяце Калифорнийский государственный университет – крупнейшая (и финансово дефектная) образовательная система в мире – предложил зачет по нескольким онлайн-курсам по сверхнизкой цене в $150 за курс. Раньше в этом году я уже пытался спрогнозировать, как партнерство Калифорнии с поставщиком онлайн-курсов Udacity превратится в успешное движение, которое радикально изменит большинство физических колледжей.

Я ошибся в одном: традиционно благоразумное сообщество высшего образования не стало ждать результатов пилотного проекта. Всего через три недели после объявления в Калифорнии Американский совет по образованию – консорциум из примерно 1800 аккредитованных университетов – объявил о начале дешевых пилотных онлайн-курсов еще в трех университетах, включая Дьюка и Пенсильванский.

И, пожалуй, самым подрывным явлением стало то, что Висконсинский университет предложил абсолютно полноправную научную степень вообще без минимума академических часов. Если студент может пройти определенные тесты (и оплатить связанные с этим расходы), он может учиться из любой точки земного шара.

Чтобы помочь читателям понять, какое это коренное измерение, вот другой пример. Сэл Хан – пионер онлайн-образования и основатель учебного сайта на базе YouTube, Khan Academy, – два года назад на «фестивале идей» в Аспенском институте озвучил мысль о научной степени на базе тестов. Ни один человек, даже представители самых прогрессивных направлений в цифровом образовании, не допустил и мысли, что речь может идти о ближайшем будущем.

Но с другой стороны, мы действуем быстрее, чем думаем. На оценку даже одного курса могут уйти годы, не говоря уже о полной реструктуризации всей образовательной системы. В исследовании Минобразования вполне ясно видно, что «студенты, прошедшие весь курс или его часть в онлайне, в среднем показали лучшие результаты, чем те, кто прошел этот же курс в традиционном очном формате».

Другой пример из сферы массовых открытых онлайновых общественных курсов (MOOC): одна группа ученых заменила обычного преподавателя на лекции нобелевского лауреата, и это почти вдвое улучшило результаты тестов (PDF).

Увы, в образовании часто бывает так, что даже успешные пилотные проекты разваливаются после более масштабного внедрения. В экспериментах часто задействуются лучшие преподаватели и студенты, и они работают хорошо, но когда эксперимент заканчивается, часто начинаются проблемы.

Короче говоря, мы почти не знаем, как все это затронет нашу образовательную систему. Но мы точно знаем, что неизведанное приближается – очень, очень быстро.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:

Хотим ли мы запереть все учебники в огороде Apple?Хотим ли мы запереть все учебники в огороде Apple?
Почему «новые учебники Apple» – это действительно революцияПочему «новые учебники Apple» – это действительно революция
МТИ – это национальное достояниеМТИ – это национальное достояние
Print Friendly

Об авторе

Грегори Ференштейн (Gregory Ferenstein) – журналист, работник образования, специалист по курсам развития коммуникативных навыков. Пишет для Interwebs, TechCrunch, Mashable. Личный сайт: gregferenstein.com.
  1. romiko950
    14 февраля 2013 в 00:10 | #1

    Я считаю что подобная системе не оправдает себя. Одна из причин в том что студент на том конце земного шара может вовсе не быть студентом, а вместо него может отдуваться кто-то другой. Вторая причина — все тесты и дипломные работы можно найти, отрерайтить и выложить как свои. В результате появятся профессора недоучки что очень плохо скажется на обществе в целом.

  2. Александр
    16 февраля 2013 в 14:38 | #2

    Самое лучшее образование — самообразование. Традиционная система образования еще не воспитала ни одного гения

Spam protection by WP Captcha-Free