Apple официально утратила лидерство

11 января 2013 Генри Блоджет

Apple TV

Курс акций Apple снизился уже на 25% от максимального значения. На это повлияло много факторов, но самый важный: Apple потеряла свое лидерство. Что это значит?

СМ. ТАКЖЕ: Android стал лучше iOS почти во всех отношениях

Это значит, что Apple больше не является явным продуктовым лидером в тех нескольких категориях, в которых она доминировала последние пять лет.

Конечно, Apple все так же самая дорогая и прибыльная компания мира. Ее продуктовый дизайн, производство и дистрибьюция заслуживают самых высоких оценок. Это все так же великая компания, делающая великие продукты (лично я являюсь очень довольным клиентом Apple*). Но давайте перейдем к конкретике.

Бóльшую часть последних пяти лет Apple лидировала в следующих ключевых областях. Однако в последние два года она потеряла это лидерство, а в некоторых даже серьезно отстала.

  • Смартфоны. Apple заново изобрела категорию смартфонов, выпустив в 2007 году iPhone. Первые пять лет своего существования iPhone был однозначно лучшим смарфтоном на рынке. Сейчас же многие люди считают, что другие новые смартфоны лучше, чем iPhone 5, включая новый Nexus от Google и Galaxy S3 от Samsung. А когда Samsung скоро выпустит Galaxy S4, многие боятся, что Apple еще больше отстанет.
  • Планшеты. Apple практически с нуля изобрела категорию планшетов. Первые два года iPad был на рынке единственным. Он пока еще лидирует в сегменте больших планшетов, но Apple опоздала на рынок более компактных планшетов. В результате компания потеряла драгоценное время и долю рынка. А в попытке сохранить маржу прибыли Apple пошла на компромиссы в модели Mini (а именно экран низкого разрешения), что разочаровало многих фанатов Apple.
  • Цена. Когда впервые появились iPhone и iPad, Apple возглавила мировой рынок как по функциональности, так и по цене. Это было очень важно: у Apple был и лучший продукт, и лучшая цена. iPhone по-прежнему стоит сопоставимо с другими ведущими смартфонами, но Apple уже сдала массовый рынок смартфонов в развивающихся странах (где большой рост) компаниям вроде Samsung. Кроме того, новый планшет Apple – iPad mini – сейчас существенно дороже многих других планшетов в этой категории. Поэтому Apple больше не лидирует на этом рынке ни по функциям, ни по цене. (Есть данные, что в этом году Apple выпустит дешевый iPhone, что будет умным ходом.)
  • Доля рынка гаджетов. С iPhone Apple полностью определила новую категорию смартфонов, в которой доминировала два года. С планшетами было так же. Однако в последние два года, отчасти из-за решения сосредоточиться только на премиум-сегменте рынка, доля Apple на мировом рынке в обеих категориях резко снизилась. Если бы это был только «гаджетовый» рынок, это было бы не столь важно. У Apple такой масштаб, что небольшая разница в доле рынка не играет большой роли – это экономика масштаба. Но проблема в том, что сейчас гаджетовый рынок одновременно является платформенным рынком (компании строят продукты и услуги поверх гаджетов). А на платформенных рынках доля играет очень важную роль.
  • Облачные услуги и приложения. Apple владеет App Store и самыми распространенными приложениями смартфонов и планшетов: облачное хранилище, электронная почта, телефон, голосовая почта, часы, календари и т.д. Когда-то Apple почти полностью контролировала облачное ПО и экосистему услуг. Но минувшим летом Apple села в лужу с Maps, в других своих «якорных приложениях» и облачных сервисах она очень медленно внедряла инновации, и в результате всего этого уступила Google, Dropbox, Evernote и многим другим агрессивным, сосредоточенным компаниям, выпустившим приложения и услуги, существенно превосходящие нативные приложения и услуги Apple. Чем больше люди используют приложения и услуги не от Apple, тем менее важными становятся ее гаджеты как платформа (если можно легко перенести все приложения, услуги и содержимое на другую платформу, нет особых причин оставаться с Apple).

Во всех этих областях Apple утратила лидерство.

В прошлом году мы видели, как у Apple не получилось выпустить очень ожидаемый новый продукт – новый Apple TV. Первоначально его ждали осенью, и одной из причин роста ее акций до $700 было именно ожидание этого продукта (другой и более важной причиной было ожидание iPhone 5).

Но сейчас аналитики не ждут Apple TV как минимум до осени 2013 года. А тем временем все прочие производители электроники на планете, включая Samsung, уже пытаются упредить Apple TV. Из-за этого Apple будет куда сложнее осуществить прогресс в области телевидения и тем более назначить на свой телевизор повышенную цену, когда он наконец окажется на рынке.

(Фанаты Apple возразят тем, что Apple никогда не объявляла даты выпуска этого телевизора, да и вообще не объявляла, что он будет. Конечно, это так. Но здесь важен фактор времени. Конкуренты ведь не сидят на месте. Телевизор, который был бы невероятно крут еще минувшей осенью, – «стеклянный лист в воздухе» с «выбором каналов голосом», – уже выпущен Samsung. Поэтому планка подлинного прорыва на этом рынке для Apple постоянно повышается.)

Даже самым лучшим компаниям сложно поддерживать лидерство, особенно на таких быстрых рынках, как высокие технологии. А Apple подняла это лидерство на невероятную высоту: iPhone по-прежнему остается самым большим и прибыльным индивидуальным продуктом в мире.

Но Apple растеряла существенную часть этого лидерства. Поэтому ближайшие годы будут очень интересными, особенно с учетом того, что в этом году в Apple начинается настоящая «постджобсовская эра».

___
* – Некоторые читатели спрашивали у меня по электронной почте, не вызвана ли эта статья тем, что я фанат Samsung и Android. Да, мне нравится Samsung Galaxy S3, и у меня есть два телевизора Samsung (которые я тоже люблю). Но мой основной телефон – Apple iPhone 5, мой ноутбук – Apple Air, дома у нас есть Apple iPad. Я люблю эти продукты. Я также люблю техподдержку Apple. Как я сказал выше, я очень довольный клиент Apple, я считаю Apple великой компанией. Но я все равно думаю, что Apple утратила лидерство.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:

Android стал лучше iOS почти во всех отношенияхAndroid стал лучше iOS почти во всех отношениях
Абсурдно думать, что лучшие дни Apple позадиАбсурдно думать, что лучшие дни Apple позади
2012 – год, когда Apple заставили обороняться2012 – год, когда Apple заставили обороняться
Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Генри Блоджет (Henry Blodget) – директор и главный редактор Business Insider, бывший аналитик Merrill Lynch и некоторых других аналитических фирм с Уолл-стрит, ведущий передачи Yahoo Finance, автор статей для New York Times, Financial Times, автор книг по финансам и инвестициями.
  1. Malcolm
    11 января 2013 в 18:35 | #1

    Хаха! Думаю, что за хрень-то несёт автор? Посмотрел кто автор и не удивился такой чуши.
    Спасибо огромное за перевод!

  2. kuzinatra
    11 января 2013 в 19:05 | #2

    да что такое, е-мое, и сюда яблокофилы пролезли

  3. Malcolm
    11 января 2013 в 19:15 | #3

    @kuzinatra
    Никогда не имел ни одного из устройств от Apple, в отличие от автора.

  4. Ivan
    25 января 2013 в 07:39 | #4

    Айпад — инновайия 2010 года, айфон — инновация 2007 года… Андроид украли идеи у Гугл когда сотрудники Гугл работали над созданием Айфона (аналогично с Майкрософт)… Потому Стив Сказал — я ненавижу Андроид — они хотят убить Айфон… И создал Айпад — как ответ Андроид — тогда еще только телефонной ОС…И он сделал то о чем никто не догадался — сделать очень дешевый компьютер — сделать отдельанй класс устройств… Все хоятт украсть идеи у Джобза (исключение — это Интерфейс Ксерокс, но там вроде все было честно и Стив не украл, А майкрософт как раз своровали)… И чтобы окончательно добить Андроид Стив начал Термоядерную войну против Эппл… Конечно же встетился с Сократом потом (тоесть смертью)…

Spam protection by WP Captcha-Free