Почему каждая корпорация должна нанять футуролога

20 декабря 2012 Джошуа Берлингер
Питер Бишоп

Питер Бишоп

Большинство и людей, и компаний очень плохо предсказывают будущее, считает видный футуролог доктор Питер Бишоп из Хьюстонского университета. «То, как о будущем рассуждает общественность, и особенно те, от кого зависит принятие решений и политик, делают это гораздо более уверенно, чем следует», – сказал он в телефонном интервью Business Insider.

«Просто рассказать, что будет, – это ответ на неправильный вопрос, – объясняет ученый. – Вопрос не в том, каким оно будет, а каким может быть. Но вся проблема в том, что во властных кабинетах, в пентагонах и т.д., такая степень неопределенности не приветствуется».

По словам Бишопа, в вопросе планирования будущего есть такие тонкости, которые может распознать только футуролог.

И несколько крупных компаний считают так же. Именно поэтому Google недавно наняла футуролога Рэя Курцвеля на должность инженерного директора, а в Cisco работает футуролог Дейв Эванс. Сам Бишоп работал в IBM, NASA, Nestle и других компаниях.

Он говорит: «Мы поощряем компании тратить немного времени, до десяти процентов, на размышления о будущем. Они этого не делают потому, что не знают, как это правильно делать, поэтому они считают это пустой тратой времени. А не знают они это потому, что в школе их никогда не учили, как это делать».

Как мыслят футурологи? Они представляют несколько разных вариантов будущего, а не один. Это и увеличивает вероятность точного прогноза, и создает «интеллектуальные условия» для адаптации к этим изменениям.

Футурологи также считают важным сомневаться в базовых предположениях.

«Сейчас мы фактически просто предполагаем, – говорит Бишоп. – Затем мы идем и строим планы, и наши предположения нам кажутся правильными. Но проблема в том, что мы не сомневаемся в этих предположениях. На уроках физики нас всегда учили просто формулировать предположения. Нас никогда не учили говорить: „А что если эти предположения не верны? Что в них может быть не так?“»

Вот что, по его словам, произошло в Новом Орлеане в 2005 году:

«В качестве классического случая этой проблемы можно привести план реагирования на ураганы вроде Катрина в 2005 году, принятый в Новом Орлеане. Первая стадия этого плана, опубликованная университетом Луизианы по гранту Министерства внутренних дел, была основана на том предположении, что дамбы выдержат натиск стихии. Да, это предположение нужно было сделать, но проблема в том, что они не задались другим вопросом: а что, если они не выдержат? Тогда бы они пошли и проверили эти дамбы, и это было бы неплохо. Во-вторых… каков будет план, если дамбы не выдержат? В таком случае вода хлынет из озера и реки, и с этим ничего будет не поделать».

По словам Бишопа, уже при нашей жизни произойдут большие изменения:

«Уже при нашей жизни вне зависимости от позиции или профессии произойдут серьезные перемены, так что в каком-то смысле нам нужно учиться жить в новом мире. Он не настолько новый, как могут описывать некоторые футурологи. Но он будет настолько новым, что мы будем чувствовать себя неудобно, мы будем не готовы, нам придется осваивать новые навыки и новые техники, чтобы быть успешными в этом будущем так же, как мы успешны в настоящем».

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:

Трехмерный принтер – это новый персональный компьютерТрехмерный принтер – это новый персональный компьютер
Почему это будет самое инновационное десятилетие в историиПочему это будет самое инновационное десятилетие в истории
Жизнь после персонального компьютераЖизнь после персонального компьютера
Print Friendly

Об авторе

Джошуа Берлингер (Joshua Berlinger) – журналист Business Insider. Ранее работал в GlobalPost и Boston Phoenix.
  1. S1nz3T1c
    20 декабря 2012 в 23:23 | #1

    да, набрать отдел футурологов, бухгалтеров, менеджеров, экономистов, юристов, а все остальное само собой сделается.

Spam protection by WP Captcha-Free