Со скевоморфизмом покончено, но куда Apple двигаться теперь?

15 ноября 2012 Олоф Шибергсон

Об отставке из Apple Скотта Форсталла написано уже многое. Если абстрагироваться от политики, то с обновленным руководством гендиректор Тим Кук получает возможность начать новую эру трансформационного дизайна в Apple. Это восхитительная возможность, которая может задать новые стандарты, но остается один вопрос: если программный дизайн Apple нуждается в обновлении, то какому пути пойдут Джони Айв и его команда? Да, Айв талантливый и страстный лидер дизайна, но раньше он занимался только «железом». Сможет ли он масштабировать свой опыт и возглавить в Apple дизайн ПО?

С самых первых дней дизайнерская политика Apple состоит в том, чтобы ПО и интерфейсы были настолько просты, чтобы их мог использовать ребенок. Но после выхода первого iPad все инновации были или поступательными (например iOS или iPad mini), или ошибочными (Siri и Maps). Программный дизайн оказался в застое, и сегодня многие говорят, что назрела потребность в обновлении. Фактически, сейчас Apple больше обороняется, отдавая конкурентам вроде Microsoft и Google пространство для инноваций и новых тенденций в интерфейсном дизайне на своих устройствах и платформах.

Стив Джобс, к неудовольствию многих членов дизайнерского сообщества, был поклонником скевоморфизма – стиля, в котором в цифровом интерфейсе применяются метафоры и текстуры реального мира. В программах Apple широко используются фальшивая кожа, дерево, бумага и стекло, а также метафоры вроде книжных полок, уничтожители бумаги и даже казино. Если в первые годы компьютеров скевоморфизм был оправдан, поскольку помогал незнакомым с техникой людям освоить интерфейс, сегодня он воспринимается странно, ведь большинство людей весь день используют самые разнообразные цифровые интерфейсы, а молодежь даже и не знает таких вещей, как картотеки «Ролодекс», уничтожители документов или гигантские настольные календари. С точки зрения дизайна избыточный скевоморфизм воспринимается в лучшем случае старомодным, в худшим – путающим и безвкусным. Но еще важнее то, что он не стыкуется с аппаратной стороной Apple, которую традиционно отличает утонченность и аскетизм. Так куда же двигаться дизайнерам компании?

Если посмотреть на конкурентов Apple вроде Microsoft, то ее новый интерфейс Windows, общий для всех версий системы, представляет собой прямую противоположность скевоморфизму. Это модернизм в швейцарском стиле, в котором нет места никаким излишним украшениям. Опыт работы с таким интерфейсом «оживляется» через содержимое и переходы, а не визуальные интерфейсные украшения.

Крайне успешная ОС Android находится где-то посередине этого спектра, между скевоформизмом и неоминимализмом Windows. Хотя с визуальной стороны Android не является лидером (включая всех лицензиатов Android), в нем есть несколько схем взаимодействия и решений с лучшим дизайном и реализацией, чем в iOS.

Microsoft уже застолбила нишу минимализма. Кроме того, радикальный отход Apple от нынешнего стиля запутает многих пользователей, а также будет означать признание поражения (что не очень характерно для Apple). Эта компания давно ставит в центр своего дизайна человека, она больше других сделала для того, чтобы технологии были доступны всем желающим. Поэтому перед Apple стоит серьезная задача: сохранив фокус на простоте, ясности и доступности, обновить интерфейсный стиль и создать целостность дизайна на всем ассортименте ПО и услуг, который постоянно растет. Сделать это будет нелегко, это потребует инвестиций, сосредоточенности и талантливых кадров.

Тим Кук и Джонатан Айв

Сегодня самые трансформативные устройства представляют собой изысканные образцы ПО, облаченные в привлекательное устройство. Nike+ FuelBand или самообучающийся термостат Nest – вот примеры новых программных продуктов, облаченных в «железо» с хорошим дизайном. Apple давно освоила этот метод, но конкуренты тоже все активнее. Microsoft пошла против своих аппаратных партнеров и создала собственный витринный образец в лице Surface. Ей пришлось пойти на этот шаг, чтобы гарантировать, что аппаратная часть максимально соответствует потенциалу программной. Но создать такую комбинацию нелегко, и Apple придется серьезно потрудиться, чтобы остаться в лидерах. У Apple множество программных элементов на разных устройствах подключаются к разным услугам и алгоритмам в облаке, сложность которых постоянно растет. Хорошо управлять всем этим и одновременно представлять это людям в простой и интересной форме очень сложно. Очень немногие компании делают это хорошо и постоянно (вот почему не всех удивила относительная неудачность сложных сервисов Siri и Maps).

C iOS Apple показала миру, как должна работать парадигма графического сенсора. Современные сенсорные интерфейсы отличают быстрый отклик и гибкое и непосредственное взаимодействие, активно используются жесты типа проведение и щипок. Apple возглавила процесс выведения сенсорного взаимодействия в массы. Если делать прогнозы, люди скоро будут взаимодействовать уже не с экраном, а с воздухом, а ввод и вывод информации все больше будет использовать голос. Сейчас у Apple снова есть возможность возглавить эти процессы и разработать доминирующие формы взаимодействия для следующего поколения компьютерной техники.

Нательные устройства должны обладать высококлассным дизайном, чтобы стать по-настоящему массовыми, и если Apple войдет в эту гонку, это будет очень увлекательно. Будет очень интересно посмотреть на радикально обновленную iOS. Уверенный выход Apple в услуги «контрольной точки» вроде поиска или коммерции – это очень интересно. Если Кук и Айв смогут сделать удачную и смелую инвестицию в сервисную игру, то они не только резко повысят ценность компании, но и продемонстрируют, что могут создавать собственные инновации, а не только поступательно улучшать наследие Стива Джобса.

Недавняя статья Ома Малика о рокировках в Apple высветила новую культуру компании под руководством Кука, основанную на графиках выпуска. Это может стать проблемой для инноваций в области ПО. Если вопрос «когда выпуск» станет важнее, чем «что выпускается», то настоящая инновация, способность идти на риск и превосходство в дизайне ставятся под угрозу.

Радикальное обновление iOS, выход в нательную технику с созданием новой категории или уверенная игра на поле услуг типа поиска или коммерции – вот что станет настоящей закалкой для Тима Кука. Пока мы этого не наблюдаем. Для нас же, дизайнеров, Джони Айв может повысить свой статус с легендарного дизайнерского гуру до дизайнерского полубога. Я надеюсь, он воспользуется этой возможностью.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Призрак Джобса: как Apple решает вопрос «что сделал бы Стив?»
Картографическое фиаско iOS 6 выявляет Ахиллесову пяту Apple – сервисы
Мне не хватает эппловского поля искаженной реальности

Print Friendly

Об авторе

Олоф Шибергсон (Olof Schybergson) – дизайнер, сооснователь и гендиректор дизайнерской и консалтинговой фирмы Fjord.
  1. arro
    17 ноября 2012 в 14:04 | #1

    неоминимализм шиндовс очень напоминает минимализм шиндовс 3.11, а с учётом текста, который не помещается на экране, также сильно меньшую полезную площадь экрана, подобные дизайнерские изыски выглядят неуверенно.

Spam protection by WP Captcha-Free