Почему Facebook купил Instagram

20 апреля 2012 Ом Малик

Основатели Instagram Майк Кригер и Кевин Систром

Возможно, вы уже знаете, что Facebook купил Instagram примерно за миллиард долларов наличными и в акциях. Невероятно, правда? Многие в Кремниевой долине писали мне SMS с чувствами удивления и шока. Такого не ожидал никто. Еще несколько дней назад (в начале апреля – прим. пер.) считалось, что Instagram стоит $500 млн. Несколько месяцев назад он стоил $300 млн. В последнем инвестиционном раунде всего год назад он оценивался в $100 млн.

Рост стоимости компании отражал рост аудитории, несмотря на то что программа работала только на iPhone. До появления Android-версии проект набрал 30 млн зарегистрированных пользователей, причем Android-версия дала ему новый мощный толчок.

Поэтому возникает вопрос: зачем Марк Цукерберг, человек хоть и хладнокровный, но все же с деловой жилкой, покупает Instagram по цене, вдвое превосходящей оценку профессиональных инвестиционных экспертов? Ответ содержится в собственном блоге Цукерберга:

Это важная веха для Facebook, потому что мы впервые купили продукт и компанию с таким большим числом пользователей. Мы не планируем делать это часто, а возможно и вообще никогда. Но самая удобная работа с фотографиями – это одна из причин, почему так много людей любят Facebook. Мы знали, что ради этого стоило объединить эти две компании.

Мой перевод: Facebook страшно перепугался, поняв, что впервые за все время своей жизни у него появился конкурент, который мог не только съесть его обед, но и уничтожить все его перспективы. Почему? Да потому, что Facebook практически существует для фотографий, и Instagram ударил его в самую Ахиллесову пяту – мобильный обмен фотографиями.

Когда Instagram запустил приложение для Android, я написал:

Совершенно ясно, что благодаря турбоэффекту от Android пользовательская база Instagram достигнет отметки в 50 млн за пару недель. Еще до октябрьского запуска этого приложения я прогнозировал, что должна появиться чисто мобильная и фотоориентированная социальная платформа, которая бросит вызов устоявшимся социальным гигантам. Это лето маленькая компания запомнит надолго.

Вот еще одна цитата из одной из моих рассылок:

Стоило компании в феврале представить API, как появилось множество новых приложений, зарабатывающих на ее основе. Хотя фильтры дали Instagram мощный толчок, теперь компания, у которой уже больше 4 млн подписчиков, должна сосредоточиться на своем корневом ценностном предложении – сообщество и социальные взаимодействия вокруг уникального визуального опыта.

Я надеюсь, что Instagram разрешит и другим приложениям делать экспорт непосредственно в свою сеть. Открывшись для других приложений и сервисов, он может постепенно стать центром всей нашей мобильной фотожизни. В конечном итоге именно это радикально увеличит ценность Instagram и сделает его мобильным аналогом Flickr.

Другими словами, если где-то и был конкурент, способный причинить Цукербергу головную боль, так это команда Систрома. Они растут в мобильной сфере, как сумасшедшие, а мобильная платформа Facebook (включая приложение) в лучшем случае посредственна. Почему? Для Facebook мобильная сфера не является основной, основополагающей для бизнеса компании. Идеология Facebook ориентирована вокруг десктопа.

Instagram же – прямая противоположность. Эта компания создала платформу, основанную на эмоциях. Это не просто социальная сеть, а прекрасная социальная платформа общего опыта.

Facebook и Instagram – это две разные компаниями с разными характерами. У Instagram есть то, чего вожделеет Facebook – страстное сообщество. Facebook людям нравится. Facebook люди используют. Но любят люди Instagram. Лично я пользуюсь этим приложением больше всех других. В Instagram я провожу час в день. Я уже заводил друзей только по выложенным фотографиям. Я знаю, что они чувствуют, как видят мир. У Facebook нет души, а у Instagram есть и душа, и эмоции.

Это одна из причин, почему я обратил внимание на это приложение еще до его запуска. Это больше, чем просто фотоприложение. Амбиции Кевина Систрома предполагали гораздо более обширную платформу, и в этом плане я немного удивлен. Я думал, Кевин и его команда пойдут гораздо дальше, ведь, как отмечала Эрика Огг, самые лучшие дни мобильных фотографий еще впереди.

Но что еще важнее, Instagram преуспел там, где проиграл Facebook – вирусный рост в мобильной сфере. И я задаюсь вопросом, не слишком ли рано Кевин продал компанию, хотя конечно, не мне это обсуждать. В конце концов, дорога от продукта до платформы и затем до бизнеса длинная, извилистая и полная неожиданностей. Может быть, команда Instagram именно поэтому решила перестраховаться и обналичить свои фишки.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Facebook – насколько это хороший бизнес?
Facebook уже никому не интересен – он слишком переполнен
Переживет ли Facebook мобильный переход?

Print Friendly

Об авторе

Ом Малик (Om Malik) – основатель компании Giga Omni Media, главный редактор блога GigaOm, основатель Южноазиатской ассоциации журналистов, автор статей для Forbes, Wall Street Journal, Business 2.0. Личный сайт: omis.me.
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free