Почему Yahoo слетела с катушек и ведет себя как тролль?

17 марта 2012 Ом Малик

В начале месяца партнер Spark Capital Биджан Сейбет и я устроили серьезное обсуждение в Twitter. Это был довольно откровенный обмен мнениями и аргументами по поводу Yahoo и ее решения объявить атомную войну Facebook. Yahoo перешла черту. Биджан, подобно многим инсайдерам индустрии, таким как Фред Уилсон или Брэд Фельд, которые тоже писали о схватке Yahoo с Facebook, является умным парнем с толковыми аргументами.

Так вот, я самый первый готов критиковать Yahoo. За последнее время я критиковал ее активнее, чем фермер поддает палкой упрямого осла. И в то же время, хотя Yahoo сейчас не критикует только ленивый (привет Саре), лично я готов рассмотреть и альтернативные объяснения ситуации вокруг Yahoo и ее иска против Facebook. Как я уже писал, сейчас многие негодуют на тему того, как Facebook стянул у Yahoo адресную книгу.

Плохое поведение Yahoo: два объяснения

У меня есть две теории, основанные на предположении, что Yahoo на самом деле не хочет от Facebook денег, а имеет другие альтернативные и скрытые мотивы.

1) Yahoo хочет пересмотреть договор от 2009 года по интеграции Facebook Connect и продлить его, скажем, на пять лет на выгодных для себя условиях. Предыдущий договор не вполне отвечал ожиданиям Yahoo. Это объяснение кажется натянутым? Но более чем вероятно, что пройдет два месяца, и мы увидим, как эти две компании объявят о дружбе до гробовой доски.

2) Вторая теория немного проще. Yahoo хочет показать миру (как делают патентные тролли) настоящую ценность своего грандиозного патентного портфеля. Я готов поспорить, что Yahoo хочет продать как можно больше патентов и получить за них как можно больше денег. Продажа этих патентов может оказаться очень выгодной. Пара миллиардов здесь, пара миллиардов там – и вот гендиректор Скотт Томпсон уже сидит на куче денег, которые ему отчаянно нужны, чтобы смутить Уолл-стрит. А нет лучшего способа показать мускулы, чем бросить перчатку одной из самых священных коров Кремниевой долины на данный момент – Facebook.

Продажа патентов станет частью стратегии, направленной на расчистку завалов в компании. В одной из внутренних записок (ох уж эта Кара Свишер и ее источники) Томпсон много говорит об изменениях, которые ожидают Yahoo. Он пишет:

1) Сосредоточиться на тех частях бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество.

2) Работать быстрее и принимать лучшие решения.

3) По-настоящему творчески подойти к вопросу о том, как создавать новые бизнесы, в которых задействуются наши доверенные отношения с пользователями.

Перевожу: «Я собираюсь избавиться от многих бизнес-подразделений и максимизировать отдачу от всех активов, так что готовьтесь собирать чемоданы, потому что вы можете покинуть нас вместе с этими бизнесами». По некоторым данным, Yahoo уже вовсю ведет переговоры о продаже своего рекламного бизнеса.

Стареть тяжело

С Биджаном я поспорил о том, что Yahoo уже 17 лет, и в Интернете это много. Yahoo пропустила два важных перехода – социальный и мобильный, и сейчас у нее только один выбор – продолжать идти по выбранному пути. Патентные иски и затем продажа патентного портфеля – это тоже часть этого пути, который выбрала Yahoo.

Конечно, многие возразят, что если бы Apple когда-то предалась такому фатализму, то не было бы ни Apple, ни iMac, ни iPod, ни iPhone, ни iPad. Это верно. Но когда в Apple пришел Стив Джобс, компании оставалось три месяца, поэтому они могли пойти ва-банк. И это сработало. А что если бы не сработало!? Кроме того, у Apple есть одно серьезное отличие: Стив Джобс был уникальным руководителем, и он сделал Apple уникальной компанией.

Аргумент об Apple

Нет, Yahoo не Apple. Да что Yahoo, даже Google не Apple. Так что нет, нельзя использовать историю возрождения Apple как учебное пособие для других. В мире технологий вообще почти нет историй возрождения. Sun Microsystems? Мертва. Digital Equipment? Мертва. Dell? Что-то пытается, но не может определиться с направлением. Motorola? Ей управляет Google – и этим все сказано. IBM – неплохо, но она полностью поменяла бизнес и подход к нему. И опять-таки, Лоу Герстнер (почитайте о нем, не поленитесь) тоже был уникальным директором.

Если же вернуться к вопросу о Yahoo против Facebook, то пока эта «игра» еще в самом начале и нам известны не все подробности. Так что, Биджан, Фред и Брэд, вам лучше занять голову чем-нибудь другим, например тем, что бóльшая часть патентного портфеля Yahoo находится в собственности Intellectual Ventures.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Facebook уже никому не интересен – он слишком переполнен
Как не надо управлять Yahoo
Самое удивительное в Yahoo – что она все еще существует

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Ом Малик (Om Malik) – основатель компании Giga Omni Media, главный редактор блога GigaOm, основатель Южноазиатской ассоциации журналистов, автор статей для Forbes, Wall Street Journal, Business 2.0. Личный сайт: omis.me.
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free