Церковь Рыночной Доли

2 марта 2012 Джон Грубер

Брайан Дигон дает пессимистичный прогноз для Apple на 2012 год:

Смартфон Samsung Galaxy выглядит гораздо круче. Сейчас, когда платформа Android от Google растет быстрее всех, преимущество Apple в программном обеспечении будет уменьшаться.

На что Macalope отвечает:

В Macalope не могут понять, что общего между рыночной долей и программным обеспечением. Возможно, он имеет в виду какие-то чисто фанатские штучки вокруг Apple.

Дигон плохо сформулировал мысль, но кажется, я понимаю, что он имел в виду. Он говорил не о самой iOS, а об App Store и преимуществе в поддержке сторонних разработчиков в сравнении с Android. Это и есть символ веры Церкви Рыночной Доли. Он гласит: Android приближается к точке, когда перевес в рыночной доле неизбежно создаст и перевес в поддержке разработчиками. В таком же ключе рассуждает и Эрик Шмидт, который дал прогноз, что через полгода разработчики будут писать сначала для Android.

Я совершенно не сомневаюсь, что доля рынка – это самая привлекательная черта Android как платформы. Чем больше Android-устройств на руках у людей, чем больше ими пользуются, тем привлекательнее платформа для разработчиков. Но думать, что рыночная доля – это главная мотивация для всех или даже большинства разработчиков, а ведь именно разработчики превратили App Store в мировой феномен, – значит не видеть лес за деревьями. Это взгляд на рынок с точки зрения таблиц и голых цифр.

Все дело в том, что среднестатистический пользователь Android сильно отличается от среднестатистического пользователя iPhone. Пользователи iPhone больше работают в Интернете, покупают больше программ, больше устанавливают и используют программы. Главная проблема доктрины Церкви Рыночной Доли в предположении, что все пользователи одинаковы. Что, скажем, у платформы с долей в 40% позиции сильнее, чем у платформы с долей в 20%, просто потому что больше пользователей – это автоматически лучше, и точка. Но Apple наглядно показала сначала с Mac, а затем с iPhone и iPad, что пользователь пользователю рознь. Если взять Mac, то Apple не является крупнейшим производителем компьютеров по чистой доле рынка, однако она квартал за кварталом, год за годом получает самую большую прибыль. Важна не доля на рынке в целом, а доля только на доходной части рынка.

Здесь можно возразить, что точка зрения о том, что пользователи iOS как потребители лучше, чем пользователи Android, отдает снобизмом и высокомерием. Но что поделать – это правда.

Когда я говорю, что доля прибыли важнее доли продаж, меня обвиняют в том, что я жонглирую статистикой, чтобы выставить Apple в лучшем свете. Но заметьте, что у Apple никогда не было самой крупной доли в телефонах или даже смартфонах. Да, iPhone был первым и одно время опережал Android. Однако даже тогда iOS не была в лидерах – она уступала BlackBerry и Symbian*. Apple работала только над тем, чтобы у iPhone было много пользователей, но не больше всех.

Часто доля рынка и доля доходов идут рука об руку. Посмотрите на рынок персональных компьютеров. У Microsoft огромная доля на рынке операционных систем, а у Intel – на рынке процессоров. Между долей рынка и доходов в данном случае прямая зависимость.

У Apple же принципиально другая стратегия, и iPhone – лучший пример этого. Продавая всего 5% на рынке телефонов, Apple получает две трети всех доходов в индустрии. Доходы Apple резко контрастируют с долей рынка. Если бы у Apple было 50% рынка и 50% доходов, никто бы не удивился. Но многих очень удивляет, что Apple получает гораздо больше 50% доходов при всего 5% рынка.

И те, кто исходит из доли рынка как основной статистики, оценивают позиции Apple как шаткие, подверженные капризам рынка. Я смотрю иначе. Доля рынка сама по себе не имеет большой значимости. Если у компании много денег и она готова их тратить, она всегда может сделать себе нужную долю рынка, просто продавая продукцию по себестоимости или даже ниже. Так сказать, сжульничать. Я говорю «сжульничать», потому что в долгосрочной перспективе это нежизнеспособная стратегия. Огонь не может гореть без топлива, а доходы – это топливо бизнеса.

Год назад я задавал вопрос «Где убойные Android-приложения?»:

Где такие приложения от сторонних разработчиков, отличных от Google, которых мне действительно не хватало бы в отсутствие у меня Android-устройства? Где убойные приложения для Android?

Но посмотрите на iOS, и вы увидите огромный список высококачественных, интересных приложений, эксклюзивных для этой платформы.

С тех пор Android уже обогнал iOS по рыночной доле, по крайней мере в телефонах, но поддержка iOS разработчиками по-прежнему шире и глубже, и это никак не поменялось. Рыночная доля – вещь важная, но не единственная.

__
* Сторонники Android могут справедливо заметить, что Android, сегодняшний лидер по доле рынка, существенно отличается от BlackBerry и Symbian, лидеров 3-4-летней давности. А именно, что Android технически сопоставим с iOS, а BlackBerry и Symbian – нет. То есть триумф Android обусловлен не только одной долей рынка, но долей рынка в совокупности с должным уровнем качества, которого нет и никогда не будет в BlackBerry и Symbian.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Бизнес iPhone стал больше, чем вся Microsoft
Даже заядлый фан Apple обязан писать для Android
Не обманывайтесь, Apple хочет уничтожить Android

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Джон Грубер (John Gruber) – один из самых авторитетных, информируемых и цитируемых блоггеров Apple-сообщества, программист, создатель языка разметки Markdown. Профессиональный блоггер, получающий доходы от спонсоров, подписчиков и продаж маек с символикой своего блога Daring Fireball. Выступает на конференциях Macworld, поддерживает дружеские контакты с высшими руководителями Apple, которые временами организуют для него индивидуальные презентации. Обладает большим количеством инсайдерской информации, касающейся Apple. По неофициальным данным, зарабатывает на своем блоге $500 тыс. в год. В 2009 году о Грубере и его блоге был снят документальный фильм.
  1. Сергей
    4 марта 2012 в 19:23 | #1

    Да, всё так, но не стоит забывать что частично прирост пользователей Андроида на смартфонах идёт как раз за счёт бывших пользователей Айфона, т.е. хорошей аудитории, привыкшей покупать приложения. Тот же Galaxy S 2 выбирают многие лица мужского пола (не гики) по сравнению с Айфоном 4S просто из-за размера экрана или из-за того что Айфон у всех.

  2. SHVARZ
    4 марта 2012 в 23:30 | #2

    Бред. Я как на Айос покупал приложения, так и на Андроид теперь покупаю.

  3. Сергей
    5 марта 2012 в 12:34 | #3

    @Сергей Ви дополнение.

    Даже если сказанное правда (а я бы не стал утверждать что пользовати Андроида покупают намного меньше приложений), оценить продажи можно лишь постфактум или же по чужим данным, которые обычно не публикуются. А такая вещь как доля рынка — общеизвестна и ориентироваться на неё проще. Замечания про Симбиан вряд ли уместны — была ли у неё на момент выхода Айфона магазин приложений, на котором могли бы зарабатывать стороние разработчики? Андроид же конкурирует на равных (отноительно) по удобсьтву разработки и доступности маркета.

    Ещё момент, не для всех вообще важны продажи. Есть бесплатный софт, зарабатывающий на рекламе или сторонних услугах или вообще не зарабатывающий. Для него важна именно доля рынка, число пользователей, а не их качество. Важно ли Фейсбуку качество своей мобильной аудитории? Важно ли оно Скайпу или ICQ? Опосредовано — да, но количетство — важнее. Количество это тот прямой аргумент, который можно продать рекламодателям, инвесторам, прессе. И именно он заставит выпускать версии таких приложений под Андроид раньше чем под iOS.

  4. cst
    5 марта 2012 в 14:06 | #4

    @SHVARZ
    А я не могу, нет этих приложений. У нас с вами разные маркеты? Даже игрушек нормальных нет, время убить. Тот же TrainYard не могу найти, даже близко ничего нет.

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free