Нил Янг прав: пиратство – это новое радио

10 февраля 2012 Мэтью Инграм

Нил Янг заработал немалую часть своего состояния через лицензирование музыки, и может показаться, что он должен крайне негативно относиться к пиратству и файлообмену. Однако это не так, судя по интервью, которое он дал на конференции Dive Into Media в Лос-Анджелесе. Он не стал обрушиваться на любителей файлообмена, вместо чего назвал пиратство «новым радио», потому что «именно так музыка распространяется». Его слова вызвали бурю возмущения и разговоров о перспективах музыкальной индустрии.

Мы тоже писали, что файлообмен и монетизация вовсе не взаимоисключающие явления. Во многих случаях небольшой элемент так называемого «пиратства» может быть даже полезен для бизнеса. Сегодня это понимают все больше авторов, музыкантов и даже разработчиков игр.

Сравнение пиратства с радио – это умная точка зрения. В первые годы музыкального бизнеса, когда главным источником дохода музыкантов и издателей были живые выступления и продажи пластинок, радио тоже рассматривалось как форма пиратства (как еще раньше – музыка в печатном виде). Музыканты с гневом обрушивались на радиостанции, которые воспроизводили их музыку бесплатно, и некоторые звукозаписывающие компании даже обязывали своих музыкантов подписать документ, что они не будут появляться на радио. Конечно, в итоге радио превратилось в мощный генератор прибыли в музыке, хотя отчасти и потому, что звукозаписывающие компании и издатели заставили радио платить лицензионные отчисления.

Радио считалось пиратством, но стало орудием гласности

Однако радио не просто платило отчисления, но стало мощным орудием гласности для музыки. Со временем это стало настолько очевидно, что лейблы даже начали платить радиостанциям и диджеям так называемую пэйолу – взятку, чтобы они продвигали их музыку. Это помогает понять слова Нила Янга:

Я рассматриваю Интернет как новое радио. Я рассматриваю радио как вчерашний день. Пиратство – это новое радио. Именно так музыка распространяется.

Пиратство как способ «распространения» относится не только к музыке. В прошлом году британский писатель Нил Гейман (недавно я брал у него интервью, почему он против федеральных антипиратских законов SOPA и PIPA) сказал, что раньше его приводило в бешенство, когда крадут его работы, но со временем он понял, что в тех странах, где уровень пиратства наиболее высок, на самом деле продается больше его книг. Об этом же говорит и бразильский писатель Пауло Коэльо, который теперь даже сам выкладывает свои работы на файлообменные сайты, не сообщая об этом издателю.

Некоторые разработчики игр – а это во многих аспектах эквивалент композиторов и писателей в цифровой эре – тоже смирились с пиратством как неизбежным злом, причем во многих случаях даже полезным. Маркус Перссон, шведский разработчик сверхпопулярной игры Minecraft, сказал, что в отношении своей игры считает пиратство формой маркетинга. На недавней музыкальной конференции в Европе гендиректор сверхуспешной игровой компании Rovio (разработчика Angry Birds) выразил мнение, что пиратство, «возможно, не так уж плохо», поскольку увеличивает спрос на официальную версию продукта.

Пиратство не проблема при простоте оплаты и получения

Даже гендиректор Microsoft Билл Гейтс признавал плюсы пиратства в ограниченном масштабе, особенно на развивающихся рынках вроде Китая. Однажды он сказал такие слова о Китае: «Раз они все равно воруют, то пусть воруют у нас. Они пристрастятся, а затем, через десять лет, мы как-нибудь придумаем, как брать с них деньги». Гейтс считал пиратство главной причиной убытков, но одновременно генератором спроса в перспективе.

Мы уже говорили о том, что одна из причин нарушения авторского права в том, что дистрибьюторы порой слишком усложняют процесс получения официальной версии. Об этом недавно написал венчурный финансист Фред Уилсон, когда признался, что смотрел пиратскую трансляцию баскетбольного матча. Но у нас есть пример комика Льюиса Си-Кей, который разрешил всем желающим скачать его выступление всего за $5 без всякой защиты и меньше чем за неделю заработал больше $1 млн. Такие примеры показывают, что у авторов все равно много способов для монетизации контента, стоит лишь сделать процесс получения предельно простым.

Как отмечает Эндрю Вейссман из Union Square Ventures, информация сама хочет быть свободной – необязательно бесплатной, но свободной в смысле беспроблемной для получения. И если вы не упростили «распространение», по словам Янга, своей музыки, текста или другого контента, то вот тогда за вас это сделает пиратство.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Почему я против SOPA
Не переживайте из-за слабого дебюта Google Music
Проблема с Ping

Print Friendly

Об авторе

Мэтью Инграм (Mathew Ingram) – старший писатель блога GigaOm. Ранее сотрудничал в изданиях Globe and Mail и London Free Press. Личный сайт: mathewingram.com.
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free