Хотим ли мы запереть все учебники в огороде Apple?

23 января 2012 Мэтью Инграм

Новый пакет образовательных решений для iPad от Apple не зря встречен с энтузиазмом: возможность иметь красивые, интерактивные и простые в использовании цифровые книги на планшете – это очень правильная идея, которую уже давно продвигают стартапы вроде Inkling. Кроме того, новая программа для авторинга книг от Apple может существенно расширить рынок книгоиздательства. Но как обычно, у всех этих красивостей есть один большой минус – школы и издатели должны согласиться, чтобы их заперли внутри огороженной экосистемы Apple. Это может быть нормально для музыки, фильмов и игр вроде Angry Birds, но насколько это правильно в отношении учебных материалов?

Мой коллега по GigaOm Даррел Этерингтон уже писал о новой программе iBooks 2 (с тысячами интерактивных учебников от ведущих издательств, таких как Houghton Mifflin Harcourt и McGraw-Hill, за $14,99 и меньше) и новой программе для авторинга книг iBook Author. Последняя позволяет создавать книги путем простого перетаскивания материалов, например презентаций Keynote, видео и другого интерактивного контента. Эрика Огг подробнее остановилась на этой эволюции книг, рассказала о том, как учебники могут выиграть от интерактивности.

У цифровых учебников книг есть свои плюсы, но должна ли Apple быть их собственником?

Никто не спорит, что в цифровом виде учебники имеют преимущества: можно носить больше учебников одновременно, снижается стоимость дистрибьюции (одна из причин, почему издатели согласились снизить цену), информацию можно обновлять, что невозможно на бумаге. Плюс, в книгах Apple есть трехмерные интерактивные иллюстрации и автоматическое создание заметок, а с запуском расширенного портала iTunes U учителя получают возможность интересными способами интегрировать учебный план напрямую с учебниками.

Но где работают все эти новые фантастически интерактивные книжки? Естественно, только на iOS-устройствах вроде iPad. Хотя новая версия iBooks основана на открытом стандарте ePub, в ней столько проприетарных изменений, что она вряд ли будет поддерживать другие книги (по крайней мере без больших усилий). При создании книги ее можно сохранить в PDF и отправить кому-нибудь, но если вам нужно ее продать, придется подтвердить лицензионное соглашение, которое запрещает продажу вне магазина iTunes. Даже такой сторонник Apple, как Джон Грубер, называет это «Apple в ее наихудшем проявлении».

То же касается учебников от Houghton Mifflin и McGraw-Hill по цене до $14,99: они будут работать только на iPad, который стоит $500 за штуку. Если, конечно, Apple не сделает какую-нибудь образовательную скидку или удешевленную версию планшета, как было с первыми iMac. Однако в четверг об этом ничего не говорилось.

Хотим ли мы отдать Apple контроль над учебным планом?

Как отметил на CNet один автор, имеющий опыт в образовании, объем расходов и инвестиций в цифровые учебники лежит за пределами возможностей многих школ, даже если они каким-то образом получат большой грант на такую покупку. И даже если школа покупает книги оптом, то, как пишет Wired, ей все равно придется заново покупать все учебники в начале каждого учебного года.

Но главный аргумент против попыток Apple кооптировать образовательную систему даже не связан с расходами: если школы сделают ее цифровые учебники стандартом, это приведет к беспрецедентной по масштабам и опасности зависимости школы от поставщика технологии. Пусть iMac есть почти в каждой школе, он все же не контролирует ключевую часть учебного плана. Фактически каждый учебник должен будет пройти одобрение в Apple, и Apple же единолично контролирует ПО для этих учебников.

Нельзя исключать, что Apple планирует раскрыть учебники iBooks, например, полноценно поддержав стандарт ePub или упростив портирование текстов для других платформ, так что iBooks можно будет пользоваться вместе с учебниками от Inkling, CourseSmart или Kno. Но если Apple что-то из этого планирует, в четверг мы об этом ничего не слышали. Мы слышали только о том, что Apple хочет сделать с учебниками то же самое, что с музыкой и играми – владеть и контролировать.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Почему «новые учебники Apple» – это действительно революция
МТИ – это национальное достояние
Прогноз: в Apple сменится гендиректор

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Мэтью Инграм (Mathew Ingram) – старший писатель блога GigaOm. Ранее сотрудничал в изданиях Globe and Mail и London Free Press. Личный сайт: mathewingram.com.
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free