Почему «новые учебники Apple» – это действительно революция

21 января 2012 Меган Гарбер

Фил Шиллер представляет образовательный
проект Apple

Итак, Apple официально занялась сферой образования. В анонсе новой платформы iBooks 2 нам рассказали о новом типе учебников на базе iPad, которые Apple готовит совместно с издательскими гигантами Pearson, McGraw-Hill и Houghton Mifflin Harcourt. В Apple говорят о «новом подходе к учебникам» и «следующей главе в образовании», активно задействуются интерактивные возможности планшетов в образовательных целях.

Это важная новость, потому что это действительно важно. Apple не просто выходит на рынок учебников, но также изменяет его.

Учебники существенно не менялись тысячелетиями, что в зависимости от точки зрения можно охарактеризовать как стабильность или стагнацию. Будь то кодексы или свитки, папирус или типографский станок, они продолжают служить одной и той же цели – сохранять и систематизировать учебную информацию, превращая знания в нечто осязаемое и легко переносимое. Учебники пишутся таким образом, чтобы абстрагироваться от разных дополнительных факторов. Так было с самого начала. Как отмечает Джеймс Боуен в «Истории западного образования»:

И грамматика Доната, написанная в 4 в. н.э., и грамматика Александра от 1199 года были написаны для минимальной классной комнаты, то есть с самыми основными компонентами: учитель читает или объясняет материал ученикам, сидящим на скамьях. Никаких дополнительных вещей нет, будь то доска или писчие принадлежности: столы, карандаши, чернила или бумага.

Да, минимальная классная комната.

Сегодня многие студенты тоже учатся в таких условиях, и в этой ситуации учебники на iPad могут служить той же цели, которой всегда служили учебники бумажные – служить носителем человеческих знаний, с которыми можно работать вне зависимости от физических обстоятельств.

Но! Именно этот элемент преемственности и делает образовательную стратегию Apple такой трансформирующей. До настоящего момента главной характерной чертой учебников был их товарный характер. Они стандартизованы, а потому безличны, преходящи. Их получают в начале учебного года и сдают в конце (или вариант чуть хуже: покупают в начале и продают в конце). Учебник не принадлежит учащемуся.

При таком подходе ученик просто мелкий винтик в образовательной машине, а сам процесс образования является в первую очередь актом потребления, а не исследования. Запомнил что-то – сдано. Выполнил тест, доказал, что ты что-то узнал – сдано. Сдано, сдано, сдано.

Вдохновляет, правда? Но при всех проблемах такого подхода без него не обойтись: в аналоговом окружении знания обусловлены запоминанием. Чтобы понять что-либо, сначала это нужно запомнить.

Однако в вебифицированном мире эта парадигма быстро меняется. Всеобъемлющий и вседозволяющий, Интернет постепенно вытесняет учебник как коллективный носитель знаний. В онлайне у нас другие синапсы – поисковая строка. В «минимальной классной комнате» происходит уже не извлечение, а соединение. И возникает новый вопрос: как перенастроить обучение в ситуации, когда обучение больше не является тем, чем было?

Здесь появляется Apple. Она не меняет образовательные нормы, а делает то, что у нее всегда получается лучше всего – выявляет преобразующие тенденции и строит правильные инструменты для навигации в этих тенденциях. Айпадизированные учебники – это по-прежнему учебники, но уже персонализованные. Они задействуют ту эмоциональную связь, которую люди, особенно молодые, испытывают к своим устройствам. Они поощряют делать записи, а не просто раздают замечания. Они требуют исследования, а не пресекают его. Они создают своего рода калейдоскоп: видео, текст, аудио – все крутится и превращается из одного в другое, вовлекая человека в самостоятельное исследование по истории, химии или биологии. Они поощряют создавать собственные учебные среды, которые хотя и стандартизованы на одном уровне, на другом полностью индивидуальны. И вот это все меняет.

Конечно, если достаточное число учащихся может позволить себе будущее, пусть и в виде удешевленных моделей.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
МТИ – это национальное достояние
Прогноз: в Apple сменится гендиректор
Две школы мысли: ключевое различие между Apple и Google

Print Friendly

Об авторе

Меган Гарбер (Megan Garber) – журналистка The Atlantic. До этого работала в Nieman Journalism Lab и Columbia Journalism Review.
  1. Dori
    2 февраля 2012 в 00:57 | #1

    А ничего, что это в 2008 (!) году показал Kno Tablet?

  2. Dori
    2 февраля 2012 в 01:09 | #2

    @Dori
    Прошу прощения — в 2010.
    http://www.kno.com/

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free