Интрига года: Samsung против Google

11 января 2012 Жан-Луи Гассе

Энди Рубин (Google) и Д.К. Шинь (Samsung) представляют Galaxy Nexus

ОС Android снискала огромный успех. Google купила компанию Энди Рубина в 2005 году и превратила ее в гиганта смартфонных платформ. В минувшем декабре Android – это больше 50% мирового рынка и 700 тыс. активаций новых устройств ежедневно.

Не исключено, что именно работа Эрика Шмидта в совете директоров Apple подтолкнула его к мысли о том, чтобы вывести Google на рынок смартфонных систем, как думал Стив Джобс. Или может быть, Ларри Пейдж и Сергей Брин просто распознали новую революцию. (Как отмечает Пейдж, Google начала работу над Android за год до вхождения Шмидта в состав директоров Apple.)

Но к успеху платформу привела не «аутентичность» замысла, а его реализация, а также интеграция в высокоуровневую стратегию Google. Android быстро улучшается. Эта «бесплатная и открытая» платформа популярна и среди разработчиков, и в еще большей степени – среди производителей телефонов, которым больше не нужно создавать собственное ПО. К выполнению этой задачи они культурно непригодны. Зато всем нравится, когда его ассоциируют с технически компетентным победителем.

Последние три года Android переживает то, что можно назвать расширением в вакууме: платформа растет без всяких препятствий и ограничений. Я не игнорирую патентные войны, они реальны, а их последствия по-прежнему непредсказуемы, однако эти войны ничуть не замедлили триумфальный марш Android.

Однако в начале 2012 года все указывает на то, что правила игры меняются. Если посмотреть на цифры конца декабря у Motorola, HTC и Samsung, мы видим две разные картины. Раньше было принято говорить: у всех Android-производителей более чем достаточно пространства для успеха. Сегодня же имеется явно выраженный лидер – Samsung, опережающий двух конкурентов – Motorola и HTC – на три корпуса.

С октября по декабрь 2011 года, в так называемом четвертом квартале, Samsung поставила 35 млн смартфонов, выйдя на первое место на мировом рынке. Из «конкурентных соображений» Samsung больше не публикует статистику продаж и поставок официально, поэтому нам приходится обращаться к «независимым» наблюдателям. Я работаю в индустрии высоких технологий не одно десятилетие и хорошо знаю правила этой информационной игры: фирма А продает свое «исследование» производителю Б и в итоге становится выразителем его интересов. Тут важно определить, кто платит, но проблема в том, что эти частные фирмы не обязаны раскрывать имена своих клиентов и суммы своих гонораров. (За более подробным обсуждением этих махинаций отсылаю к замечательной статье Чарльза Артура в The Guardian.)

Но даже если «депропагандировать» эти цифры, Samsung все равно Android-производитель номер один. Очевидно и то, что Samsung серьезно теснит двух других ведущих игроков – Motorola и HTC. В 4-м квартале 2011 г. выручка у этих компаний была ниже прогнозов. У HTC объем поставок составил 10 млн штук, что ниже 3-го квартала (13,2 млн). У Motorola в этот период поставки тоже снизились – с 11,6 до 10,5 млн.

Таким образом, мы получаем очень интересное противостояние – не Samsung против Motorola/HTC, а… Samsung против Google. Как отмечает Эрик Шерман на CBS MoneyWatch, поскольку на долю Samsung приходится около 55% всех Android-телефонов, эта компания получает возможность диктовать Google свои условия. Если продолжится тенденция последнего квартала, то есть Motorola и HTC продолжат сдавать позиции, то переговорный вес Samsung еще больше увеличится.

Но в чем состоит этот «переговорный вес» для Samsung? Чего она может хотеть? Скажем, увеличения процента с поиска (комиссия, которую получает производитель, когда пользователь использует на смартфоне поиск Google). Или раннего доступа к версиям ОС. Или доли с прибыли с рекламы.

Позволит ли Google подобный диктат со стороны Samsung? Маловероятно, по крайней мере надолго. Ведь есть еще Motorola, которая полностью принадлежит Google, но управляется независимо. Вертикально интегрированные смартфоны Googorola могут нейтрализовать влияние Samsung.

Поэтому Samsung ответит, а ответить ей есть чем. Вспомним пример Kindle Fire, когда Amazon воспользовалась Android по своему усмотрению. Samsung тоже может взять исходный код Android и создать на его основе собственную нелицензионную, но полностью легальную смартфонную ОС, и при этом еще и извлекать выгоду из экосистемы Android-приложений. Или она может открыть собственный магазин приложений, как сделала Amazon. Некоторые шаги в этом направлении Samsung уже сделала, вспомним ее Music Hub и конкурента iMessage.

Samsung – это мощный и решительный боец, который не позволит Google определять свою судьбу. Ровно это же можно сказать и о Google.

Это будет очень интересно.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Galaxy Nexus сносит крышу
Android нужно сердце
Samsung бьет Apple: начало конца iPhone?

Print Friendly

Об авторе

Жан-Луи Гассе (Jean-Louis Gassee) – генеральный партнер венчурной фирмы Allegis Capital, член совета директоров Electronics for Imaging. С 1981 по 1990 годы был президентом по продукции в Apple. После этого основал Be. Inc – компанию, разработавшую операционную систему BeOS, а после ее продажи Palm в 2001 году возглавил совет директоров PalmSource. Состоял в совете директоров Cray Computer Corporation, 3Com, Logitech. Личный сайт: gassee.20minutes-blogs.fr.
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free