Уроки из краха Flash: жадность смертельна

14 ноября 2011 Майкл Мейс

Решение Adobe прекратить разработку мобильного Flash заслуженно привлекло всеобщее внимание. С точки зрения Adobe и Flash-разработчиков это история с грустным концом: стандарт, который доминировал на ПК, так и не смог набрать ход на мобильных устройствах. Теперь он будет постепенно вытеснен стандартом HTML5.

Однако эта история не ограничивается лишь мобильными устройствами. Я думаю, что без присутствия и без роста в мобильном трафике Flash как таковой обречен выродиться до морально устаревшего стандарта на всех платформах. На мой взгляд, весь Flash как бизнес скоро рухнет.

Как Flash умудрился из лидера превратиться в аутсайдера? Сейчас высказывается много разных предположений. Хороший список приводит Эрика Огг с GigaOm:

  • мобильный Flash не очень хорошо работает;
  • против него выступали знаковые фигуры индустрии, например Стив Джобс;
  • он проиграл конкуренцию HTML5.

(И кстати, как вообще можно проиграть такой неповоротливой технологии, как HTML5?)

Я согласен с Эрикой, однако она приводит скорее симптомы, чем причины. Это примерно как сказать, что самолет упал, потому что у него отвалились крылья. Да, отвалились, но почему? Если внимательно изучить проблему Flash, то своими корнями она уходит в фундаментальное непонимание рынка мобильных технологий, тянувшееся много лет. Другая причина в том, что для Macromedia и Adobe краткосрочные финансовые результаты были важнее долгосрочной стратегии.

Другими словами, Flash не просто взял и умер. В могилу его завели управленческие ошибки.

История Flash – это важная притча-назидание для всех компаний, желающих создавать и контролировать программные платформы. А раз так, взглянем на нее чуть поближе.

Краткий экскурс в историю Flash

В мире ПО существует неизбежный конфликт между широким стандартом и зарабатыванием денег. Если у вас есть хорошая программная технология и вы хотите отдавать ее даром, то ее могут применить очень много людей, но при этом вы обанкротитесь. С другой стороны, если вы берете за свою технологию деньги, вы остаетесь в бизнесе, но ее очень сложно внедрить на широкой основе, как стандарт, поскольку люди не хотят попадать в финансовую зависимость от вас.

Умные программные компании давно поняли, что этот конфликт можно обойти одним хитрым способом: саму технологию отдавать бесплатно, как стандарт, но брать деньги за что-то, с ней связанное. Например, многие разработчики открытого ПО бесплатно отдают свой корневой продукт, но берут деньги за хостинг, поддержку и прочие услуги. Другой пример – Android. Это свободная операционная система для производителей мобильных телефонов, но если вы ее ставите на свой телефон, Google всячески навязывает вам свои услуги, благодаря которым извлекает доход из ваших потребителей.

В случае Flash ПО для веб-плеера было бесплатным, а деньги Macromedia (тогдашний владелец Flash) зарабатывала на средствах разработки контента. Со временем бесплатный Flash-плеер начал выполнять в Сети две роли: это был предпочтительный способ для создания качественного контента, включая онлайновые игры, и это также был самый популярный формат веб-видео. Со временем Flash достиг критической точки массы: большинство людей начало считать, что в браузере просто обязан быть этот плеер. Он стал стандартом де-факто.

И здесь появляется ООО «Япония» с мешком денег. Рост популярности мобильных устройств изменил ситуацию вокруг Flash. Задолго до сегодняшних смартфонов с их продвинутыми браузерами Япония много лет была лидером инноваций в области мобильных телефонов, и главным игроком был NTT DoCoMo со своей проприетарной платформой iMode. Ребята в DoCoMo хотели создать для своих телефонов iMode более развитые мультимедийные миры. И вот в 2003 году они лицензировали у Macromedia Flash Lite – мобильную версию Flash – и внедрили ее в телефоны iMode.

Для Macromedia эта сделка была прорывом. Вместо того чтобы отдавать Flash-клиент бесплатно, как на PC, Macromedia нашла способ брать за него деньги, причем одновременно брать их и за средства разработки. Macromedia убивала двух зайцев! В конце 2004 года сделка iMode была расширена на мировой рынок, и я не сомневаюсь, что в Macromedia пестовали планы мирового господства.

Но к сожалению для Flash, Япония – уникальный телефонный рынок, а DoCoMo – уникальный оператор. Сделку с DoCoMo нельзя было распространить на большинство телефонных платформ помимо iMode. Macromedia, и позже Adobe, оказалась в ловушке собственного успеха. Чтобы сделать Flash Lite мобильным стандартом, нужно было отдавать плеер бесплатно, что подрывало выгодную сделку с DoCoMo. Когда у тебя целое подразделение получает прибыль исключительно с лицензии на плеер, отдавать его бесплатно – значит срывать планы по выручке и увольнять много людей. Macromedia сделала выбор в пользу выручки, и Flash Lite так и не стал мобильным стандартом.

Так Macromedia, сама того не понимая, подорвала бизнес-модель самого Flash. Чем популярнее становились мобильные устройства, тем слабее были позиции Flash.

И здесь появляется современный смартфон. Теперь перенесемся в 2007 год, когда iPhone и другие современные смартфоны впервые дали возможность полноценно работать с Интернетом на телефоне. Adobe – новый владелец Flash – была совершенно неготова к ответу. Даже если бы она бесплатно выдавала Flash Lite, он был разработан для простых телефонов с ограниченным функционалом и не мог тягаться с полноценным Flash на ПК. А полноценный Flash разрабатывался для ПК и на смартфонах был слишком тяжеловесным. Поэтому полноценный Веб устремился в направлении, куда Adobe идти уже не могла. Adobe сама лишила стандарт Flash универсальности.

Что еще хуже, к тому времени Adobe работала над тем, чтобы Flash стал полноценным программным слоем на мобильных устройствах – этот проект сначала назывался Apollo, а позже был переименован в AIR. C его помощью Adobe хотела отделить приложение от операционной системы и тем самым сделать так, чтобы операционные системы не имели никакого значения. Тогда я считал, что это очень умная стратегия, однако ее реализация была страшно медленной.

Вот что сделала Adobe: не справившись с переходом на полноценный мобильный Интернет, она показала, что пользователи вовсе не против, если мобильный браузер не будет отображать Flash. Затем она решила завладеть рынком мобильных платформ, чем встревожила другие платформенные компании, особенно Apple. Это дало им и возможность, и мотив уничтожить мобильный Flash.

Что они и сделали.

Урок: не надо быть жадным

Из этого можно вынести два урока. Первый: если вы создаете бесплатный стандарт, а потом начинаете брать за него деньги, это ставит под угрозу весь ваш бизнес. Сравним Flash с PDF – другим стандартом Adobe. В отличие от Flash, Adobe постепенно отдавала все больше и больше контроля над PDF конкурентам, вплоть до того, что они смогли писать собственные PDF-редакторы, один из которых интегрирован в Microsoft Office. Несмотря на враждебность к PDF веб-сообщества он по-прежнему является фактическим стандартом всей компьютерной отрасли. Непосредственно из PDF-просмотрщика Adobe сейчас никак не сможет извлекать деньги. При этом бизнес Acrobat PDF по управлению и созданию контента продолжает давать ей прибыль.

Второй урок: бизнес-структура всегда должна соответствовать стратегии. Я думаю, Macromedia допустила фундаментальную ошибку, выделив мобильный Flash в отдельное подразделение. Adobe продолжила эту ошибку, когда купила Macromedia и оставила ее в формате отдельного подразделения. Такая структура требовала, чтобы команда мобильного Flash получала с плеера доход. Если бы плеер и средства разработки были в одном подразделении, компания как минимум могла бы увеличивать бизнес средств разработки за счет снижения доходов от плеера.

Что Adobe остается теперь?

Ребята из Adobe говорят, что ликвидация мобильного Flash – не более чем смена фокуса. Они подчеркивают, что разработчики и дальше могут создавать приложения на Flash и компилировать для мобильных устройств, что Flash по-прежнему жив на десктопе. Если оценивать ситуацию с узкой точки зрения конца 2011 года, эти изменения могут показаться вполне разумными. Однако если вспомнить, что когда Adobe в 2005 покупала Macromedia, она обещала создать «стандартную технологическую платформу индустрии», нынешнюю ситуацию иначе как провал охарактеризовать сложно.

Мне совершенно ясно, что Flash как платформа доживает свои последние дни. Кончина мобильного Flash-плеера окончательно развеяла надежды даже самых страстных сторонников платформы. Можете почитать здесь и здесь их ругань. Конечно, AIR и другие средства создания веб-контента будут и дальше совместимы с Flash, но сейчас, когда Adobe уже не контролирует плеер, мне кажется, ее собственные инструменты не будут иметь какого-то преимущества над сторонними аналогами.

Сейчас Adobe нужно агрессивно вкладываться в HTML5, чтобы превратить его в полноценную веб-платформу, на роль которой изначально претендовал AIR. На эту роль в индустрии пока никто не покусился, но ее очень хотят разработчики и Adobe дает понять, что именно это и планирует сделать. Но мне и раньше приходилось слышать от Adobe эти расплывчатые заявления, и обычно реализация сильно недотягивала до амбиций. На данный момент я сомневаюсь, что у Adobe есть видение и резвость для такой задачи. Более вероятно, что она вернется к своему корневому бизнесу – создание программных инструментов для художественно настроенных и творческих людей. Это хорошая, стабильная ниша, но она далека от того рыночного господства, на которую Adobe когда-то претендовала.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Что конец Flash означает для Adobe
iPad год спустя: нужен ли нам по-прежнему Flash?
Мысли о Flash

Print Friendly

Об авторе

Майкл Мейс (Michael Mace) – специалист по маркетингу и планированию продукции, гендиректор Cera Technology. До этого работал в Palm (директор по конкуренции и вице-президент по планированию продукции), PalmSource (вице-президент по стратегическому маркетингу), Apple (директор по платформенному маркетингу Mac), ряде других компаний. Создатель блога Mobile Opportunity. Личный сайт: mikemace.com.
  1. faust
    15 ноября 2011 в 14:38 | #1

    «Google всячески навязывает вам свои услуги, благодаря которым извлекает доход из ваших потребителей.»

    враньё

  2. Я
    17 ноября 2011 в 00:23 | #2

    @faust
    Однозначно, вранье! Гугл же корпорация добра, о каком извлечении дохода может идти речь?! Им деньги «Аллах дает»©

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free