Переживет ли Facebook мобильный переход?

7 ноября 2011 Дэн Фроммер

За семь лет Facebook стал самой большой социальной сетью в мире – сегодня у нее уже больше 800 млн активных пользователей. Но в настоящий момент начинается фундаментальный технологический сдвиг, который потребует от Facebook поменять правила игры, иначе он рискует утратить актуальность. Речь идет о сдвиге к мобильным технологиям и смартфонам.

Главный вопрос звучит так: сохранит ли Facebook роль доминирующей социальной сети в тот момент, когда мобильный доступ в Интернет догонит и обгонит настольный? Или же его обойдет какой-то новый сервис, изначально мобильный или только мобильный – как Facebook когда-то обогнал MySpace?

В мобильно-социальной сфере Facebook сейчас уверенно лидирует: свыше 350 млн активных пользователей регулярно заходят на сайт с мобильных устройств. Приложением Facebook для iPhone ежемесячно пользуется порядка 95 млн человек. Во всем мире сотовые операторы сотрудничают с Facebook над интеграцией со своими устройствами, включая даже бюджетные телефоны.

Однако переход к мобильному Интернету только начался. Смартфоны есть только у трети американцев, в других странах этот показатель гораздо ниже. В мире насчитываются миллиарды абонентов сотовой связи, и однажды у большинства из них будут смартфоны. И выберут ли они Facebook?

Сегодня даже на iPhone нет ощущения, что Facebook разработан для мобильного применения. Настольный сервис великолепен, но на телефоне он запутанный и неестественный. Последнее время ситуация немного улучшилась, но по-прежнему очевидно, что основные усилия компании сосредоточены на настольной веб-версии.

И напрашивается вопрос: сколько еще мобильная версия Facebook будет лишь миниатюрной копией настольной, без большого числа уникальных функций и свойств? Или другой вопрос: как Facebook будет решать такие задачи, как например геолокация? Первая попытка – Facebook Places – окончилась ничем. Или как насчет мобильных платежей? Facebook ничто не мешало стать лидером фотообмена, так почему же Instagram так быстро набрал такую бешеную популярность? Почему это не смог Facebook?

А как Facebook стать мобильной платформой, а не просто сервисом? Настольная платформа Facebook позволила сторонникам компаниям вроде Zynga построить на ней мощный бизнес с помощью социальных игр. Сможет ли Facebook захватить этот важный статус и в мобильной сфере? Да, он пытается, в частности с помощью новой мобильной платформы на HTML5. Теоретически это кроссплатформенная среда, одинаково работающая на iPhone, Android и других новых мобильных устройствах (а когда-нибудь и на Facebook-телефоне). Но ждет ли ее успех, вот в чем вопрос.

У Facebook есть все необходимое для господства в мобильном Интернете. Это однозначно самый сильный кандидат на эту роль, и он делает определенные успехи. Но после краха MySpace у Facebook все идет уж слишком хорошо. Кроме Twitter серьезных конкурентов просто нет.

Тем временем мобильный переход обещает быть очень непростым. Сейчас Марк Цукерберг и команда должны бросить колоссальные ресурсы и кадры на решение вопроса: как должна выглядеть правильная мобильная соцсеть и чем она должна отличаться от нынешнего Facebook? (А отличаться она может радикально.) И затем такую сеть нужно построить.

Если это не удастся, Facebook выронит мяч и откроет дверь для новых, уже изначально мобильных конкурентов, один из которых обойдет Facebook по популярности. Как ни странно, удивительная черта Интернета такова, что новый игрок может очень быстро опрокинуть старого гиганта. Facebook это знает слишком хорошо.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Facebook становится чертовски сложным
Почему я не пользуюсь Facebook
Facebook захватывает Интернет

Print Friendly

Об авторе

Дэн Фроммер (Dan Frommer) – старший редактор ReadWriteWeb, член редколлегии блогов Business Insider и Silicon Alley Insider. Создатель и ведущий вебкаста The Download. Ранее работал обозревателем информационных технологий в Forbes. Личный сайт: splatf.com.
  1. Njordy
    7 ноября 2011 в 22:15 | #1

    Как раз-таки радуюсь мобильным версиям Facebook’a и терпеть не могу его непродуманности в форме сайта.

  1. 16 мая 2013 в 04:57 | #1

Spam protection by WP Captcha-Free