Facebook становится чертовски сложным

3 октября 2011 Крис Тейлор

Вы когда-нибудь замечали, что у пультов дистанционного управления к телевизорам со временем становится все больше и больше кнопок? Или онлайновые игры уже не такие интересные, потому что невозможно разобраться в их бесконечных настройках? И вы в этом не виноваты. Это явление хорошо задокументировано, оно существует и в оборудовании, и в программном обеспечении. Оно называется расползание функций.

Инженеры, эти великие люди, постоянно придумывают для нас невероятные новые функции. Но что у них получается гораздо хуже, это создание достаточно простого интерфейса для среднего пользователя и убирание кнопок, которые нам больше не нужны. Если компании хватает смелости и дисциплины сокращать списки пожеланий своих инженеров и придерживаться принципа дизайна, известного как KISS (keep it simple, stupid), тогда она может стать на голову выше своих конкурентов и доставить только положительные эмоции своим пользователям. Превосходный пример этого – Apple, а также Nintendo (чья Wii является одной из самых простых – и успешных – игровых приставок за всю историю).

К большому сожалению для 800 млн пользователей Facebook, эта компания не относится к числу таковых. Когда-то относилась, и простота была одной из причин ее успеха. Но сейчас она стала типичной жертвой расползания функций, которые день ото дня все сложнее и сложнее.

Возьмем к примеру Ticker – поток информации в реальном времени, из-за которого правая часть страницы на Facebook превращается в месиво информационного шума. Или возьмем кнопку Like, которая недавно отметила свою первую годовщину. Она стала популярным универсальным инструментом, который быстро распространился по всей Сети. Сегодня все знают, что это такое – когда «мне нравится». Но Facebook просто не может сказать «достаточно» и на этом успокоиться.

На конференции f8 в этом году Марк Цукерберг представил функцию Facebook Gestures, которая позволяет (любой глагол) с (любое существительное). По словам Цукерберга, таким способом можно «читать» книгу или «идти» куда-то, а не просто помечать «нравится». И хорошо, если вам нравится высокая степень гранулярности в новостной ленте, но боюсь, что для подавляющего большинства пользователей это лишь больше путаницы, больше шума и скорый закат той единственной функции, которая стала иконой Facebook.

Когда-то вы просто убирали людей из друзей. Теперь вам нужно решить, удалить человека вообще или просто подписаться на его новостную ленту. Раньше профиль был профилем – просто и понятно. Теперь он также может быть страницей Page (и преобразование из одного в другого может стать сущим адом). И давайте даже не будем о Timeline – радикальном редизайне профиля, который появится у всех пользователей в ближайшие дни и будет обязательным к использованию. Вы уже выбрали свою самую главную, самую верхнюю фотографию? Уже выделили в своем в расписании часы на заполнение информации о своей жизни вплоть до рождения? (Подавляющее большинство ответивших на нашу анкету сказали, что на заполнение пропусков в Timeline уйдет слишком много времени и сил.)

Другие 792 миллиона

Если вы читаете Mashable, то вы, возможно, относитесь к небольшому числу счастливчиков, кто все это сделал. Может быть, вы даже проделали все сложные процедуры для преждевременной активации Timeline. Отлично! Вы относитесь к 1% пользователей Facebook – к первопроходцам, к людям, которые рады любым изменениям, а не боятся их. Но вспомните, что есть еще 792 млн пользователей, большинство из которых даже не знают обо всех этих грядущих изменениях. Эти миллионы людей думают, что Ticker – это и есть новый Facebook. И их ждет неприятный сюрприз.

Но верхушка избранных тоже страдает от увеличения сложности. Многие мои друзья, кто профессионально пишет о Facebook, начинают жаловаться, что становится все сложнее выполнять даже самые простые действия. Возьмем списки. Раньше в Facebook с помощью списков можно было сделать так, чтобы определенные люди не видели определенную информацию. Скажем, можно было запретить начальнику и родителям смотреть на фотографии вечеринок с девушками.

Но теперь в Facebook передумали и решили, что списки могут быть как круги в Google+ – способ делиться информацией с определенными людьми, а не блокировать информацию от этих людей. Другими словами, сейчас у нас уже два типа списков. Можно объединить все старые списки в один, но говорят, что это сразу сбросит настройки конфиденциальности. И у кого есть время на все это? Мы пришли к тому, что управление своей социальной сетью, обеспечение сохранности чувствительных данных превратилось в работу с полным рабочим днем.

Совет Facebook: расслабьтесь!

Facebook производит впечатление молодой компании с сотрудниками среднего возраста. Они пребывают в возбужденном состоянии. Они хотят изменить мир. Они не могут долго стоять на месте. Инженеры – а в этой компании инженеры на самых высоких позициях, начиная с самого Цукерберга, – не могут удержаться, чтобы не ошарашить вас своей последней крутейшей функцией. И при этом они постоянно оглядываются, что там еще придумает Google+.

Все это – опасная ментальность. С ней легко забыть, что большинство пользователей хочет просто отправить сообщение и прочитать, что пишут друзья. Обычные пользователи рассматриваются как продвинутые пользователи. Я согласен со своей коллегой Кристиной Уоррен, что пока массовый исход пользователей из Facebook маловероятен, но все равно пользователи испытывают уныние, замешательство и все меньше хотят посещать эту соцсеть. И этим очень быстро воспользуются конкуренты.

Цукербергу крайне нужна дисциплина и видение Стива Джобса и Джефа Безоса, умение противостоять расползанию функций и сосредоточиваться только на важном.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Почему новое видение Facebook – благо для Google+
Facebook аолифицирует Интернет – и это плохо
Почему я не пользуюсь Facebook

Print Friendly

Об авторе

Крис Тейлор (Chris Taylor) – журналист, автор и редактор Mashable. До этого работал в Time, Business 2.0, Fortune Small Business, Fast Company.
  1. Fintal
    26 октября 2011 в 17:57 | #1

    Автор пишет какую-то ерунду, как мне кажется. Наоборот, Facebook идет по пути упрощения всего и вся.
    Посмотрите как просто стало работать с конфиденциальностью (а раньше эти настройки повергали неподготовленного пользователя в шок). Я опираюсь исключительно на последнюю редакцию интерфейса (о которой в статье и говорит автор) — timeline со всеми тикерами и новой лентой новостей.
    Ведь Facebook теперь — это и знакомства и агрегатор новостей, и сервис микроблогов (сохранился 100% функционал твиттер + размер статуса вырос до 5000 символов), и платформа для блогера. А благодая Open Graph, пользователи получат множество вкусностей от сторонних разработчиков приложений.

    Фактически, Facebook подходит к тому, что в нем можно очень даже уютно жить, отказавшись от любых других сторонних вэб-сервисов.

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free