Как не надо управлять Yahoo

14 сентября 2011 Роберт Кринджли

Похоже, последнее время я пишу слишком много колонок в стиле «что, черт возьми, произошло?» по горячим следам последних событий. На этот раз это будет увольнение из Yahoo ее гендиректора Кэрол Бартц. Я не собираюсь ее защищать, лично я уволил бы ее уже давно (или, что еще более вероятно, и вообще не нанимал), но я хочу сказать, что Бартц в основном уволили за ее несгибаемость. Не за то, что она что-то сделала или не сделала, а за сам ее стиль руководства.

Кэрол Бартц – она как пиво: к ней нужно привыкнуть. Она мне нравится, но она уже очень давно отравляет жизнь чувствительным технарям. Ветераны Autodesk (чрезвычайно технарская компания, где она тоже была гендиректором) ненавидели Бартц всеми фибрами души именно за ее бесцеремонность.

Отчасти дело в кастинге. Вспомним, что Бартц наняли специально с той целью, чтобы она не была Джерри Янгом, ее предшественником и сооснователем компании. Джерри тоже резковат, но его резкость направлена не против технарей, а за них, поскольку он сам из их среды. Чтобы отличаться от Джерри и одновременно переломить ситуацию в компании, Бартц должна была достать абсолютно всех – что она с удовольствием и делала. Если бы дела в компании пошли в гору, то ей бы это сошло с рук. Но дела в гору не шли, и на Бартц все больше смотрели косо.

Некоторые задаются вопросом: уволили бы Бартц, если бы она была мужчиной с таким же характером и результатами? Я думаю, что будь она мужчиной, ее бы вообще не наняли, так что вопрос лишен смысла.

Так что же происходит с Yahoo на данный момент? Я ожидаю второго пришествия Джерри Янга. Он не может снова стать гендиректором (или не должен – он для этого слишком умен), но вся власть по-прежнему у него и его друзей. Они кого-то выберут на роль гендиректора, но мне кажется, компанией будут управлять на консенсусной основе. Джерри – умный парень, и он учится на своих ошибках. Но достаточно ли этого, чтобы понравиться Уолл-стрит? Я не знаю.

И при всех проблемах Yahoo я хочу отметить, что Уолл-стрит очень, очень плохо разбирается в том, как должны управляться технические компании. Аналитики склонны занимать структурный подход – оценивать инвестиции, показатели, финансовые потоки, как будто Yahoo или ее конкуренты производят электроны на сборочных линиях. Но здесь все не так.

Я очень часто об этом писал. Компании такого рода построены на чистом интеллекте. В таких компаниях несколько отдельных лиц могут делать вещи, которые в их сфере не может больше никто. Представьте, что в General Motors только один рабочий может делать действительно отличные выхлопные системы. В Детройте так не бывает, но в Кремниевой долине именно так. Здесь «производственная мощность» одного такого человека должна умножаться в тысячу или миллион раз.

Посмотрите для примера на Google и ее покупки. Google скандально известна тем, что покупает компании и ликвидирует их продукты. Почему? Потому что Google покупает не фирмы, а людей и их потенциал. Однако аналитики рвут на себе волосы по поводу ликвидированных продуктов, как будто кроме продуктов ничего больше нет и покупки лишены смысла. А правда жизни в том, что продукты как раз и не имеют значения.

А могут ли отдельные люди стоить $100 млн? Да, хотя в Уолл-стрит это тоже недопонимают – считают, что столько стоят только гендиректора. Но это неправда.

Но вернемся к Yahoo – растерянной, деморализованной и не очень эффективной компании. Однако мне кажется, на данном этапе будет ошибкой привлекать менеджера с целью повысить эффективность. Люди не понимают таких задач. Yahoo нужно другое – копнуть поглубже в тех кадрах, что у нее уже есть, и вытащить оттуда что-нибудь действительно новое, что может поменять игру. А для этого компания в первую очередь должна выздороветь.

Уникальная безлимитная связь МТС,
а также красивые номера.

Кто бы ни управлял Yahoo в следующий раз, ему придется гораздо внимательнее относиться к культурным аспектам. Это должен быть человек, способный объединить компанию, придать ей вдохновение, способность к инновациям и передовому мышлению, при этом избежав янговского синдрома избегания рисков. Сейчас Yahoo как раз нужно немного риска. Но будет ошибкой привлекать человека, который будет думать только о повышении эффективности.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Самое удивительное в Yahoo – что она все еще существует
Я зависим от Интернета? Ну и что?
Что делать Microsoft

Print Friendly

Об авторе

Роберт Кринджли (Robert Cringely) – журналист, писатель, бизнес-консультант, режиссер-документалист. Автор бестселлера об истории Кремниевой долины «Accidental Empires: How the Boys of Silicon Valley Make Their Millions, Battle Foreign Competition, and Still Can't Get a Date». Неоднократно публиковался в New York Times, Newsweek, Forbes и других изданиях. Автор фильма «Потерянное интервью Стива Джобса». Роберт Кринджли – псевдоним, настоящее имя – Марк Стивенс (Mark Stephens). Личный сайт: cringely.com.
  1. Тарас Лавка
    24 сентября 2011 в 21:41 | #1

    интересная заметка, спасибо

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free