Обзор Google+

11 августа 2011 Дзяцю Чен

Если мы с вами незнакомы и вы следите за мной на Google+, то вы могли подумать, что я редко пользуюсь этим сервисом. Это потому, что большинство моих сообщений ограничены семью кругами, которые я создала для друзей, знакомых, родственников, коллег и прочих людей, которым я хочу показывать только одну часть своей личности. Вы об этом не догадывались? Вот в этом все и дело.

После месяца работы с Google+ мне предельно очевидно, что именно это – отправка обновлений определенным группам людей, а не всем подряд, – и есть главная привлекательная сторона сервиса. Я одной из первых во всеуслышание говорила о том, что это есть и в Facebook, но там об этом знает так мало людей, что можно говорить об отсутствии этого функционала. И это проблема Facebook. Но в Google+ отправка одних обновлений одним людям и других – другим является смысловым центром всей концепции. Вы постоянно делаете осознанный выбор в отношении своих социальных кругов, какие сообщения в какие круги ставить.

Некоторым этот подход не нравится. Мне – нравится, но я привыкла не сразу. Скажу честно, при появлении Google+ я была рьяным скептиком этого проекта, и я совсем не была в восторге от идеи использовать его каждый день в течение месяца. Как говорили на форумах Ars Technica, это просто «Еще одна социальная сеть» (ЕОСС), да еще и от компании, которая не так давно эффектно провалилась с Живой лентой. Предыдущая социальная сеть Google, Orkut, тоже не впечатлила (по крайней мере американцев), и перспектива тратить время на ЕОСС, причем с людьми, которых я и так знаю в Facebook и Twitter, мне совсем не импонировала.

Но Google+ меня зацепила. Несмотря на некоторые позднейшие проблемы, сейчас мне кажется, что Google сделала серьезный ход на социальном поле.

Как это у Google

Поскольку большинство из нас любит облекать неизвестное в известное, давайте первым делом проведем неизбежные параллели: Google+ занимает пространство где-то между Facebook и Twitter, но чуть ближе к первому. По функционалу Google+ во многих отношениях близок Facebook, но по реализации и представлению отличается от него серьезно.

Начнем с сообщений и кругов – корневой функциональности Google+. Сообщения здесь аналогичны записям на стене в Facebook или твитам в Twitter, а кнопка +1 соответствует «мне нравится» у Facebook.

Круги Google+ соответствуют спискам Facebook, а не группам (подробнее об этом ниже). Google+ требует поместить каждого человека в какой-то из кругов, и любое непубличное сообщение он сможет увидеть только в случае, если вы прямо указываете его круг.

Пользователям Facebook списки практически неизвестны (и сейчас постепенно заменяются на группы), так что Facebook поощряет пользователей всегда писать открыто. Этому способствуют и настройки по умолчанию, и интерфейс. В Google+ взят на вооружение ровно противоположный подход: каждый раз, составляя сообщение, вы должны ставить вопрос: кто именно его увидит?

Поскольку Google столь активно продвигает идею кругов, вся работа вращается вокруг распределения сообщений по разным группам людей. Те, кому это не нравится, обычно относятся к заядлым любителям Facebook, что и понятно – они не привыкли задумываться о таких вещах, и это их утомляет. Но для тех, кто и раньше искал способы делиться информацией только с друзьями, а не с кем попало, круги – настоящая находка. К тому же, если пользователи всегда думают о статусе своих сообщений, это правильно и с точки зрения безопасности.

Сравним это с Twitter. Некоторые имеют по два и даже более аккаунтов, чтобы разделить различные аспекты своей жизни. Так было с самого начала существования Twitter, но в последние годы, с ростом тревог по поводу конфиденциальности, эта тенденция только усилилась. Одни заводят личный аккаунт для близких друзей и публичный – для всех остальных. Другие имеют один аккаунт для собственных мыслей, другой – для ссылок, которыми делятся с другими.

Это решение не идеально, и очень быстро понимаешь, что поддерживать несколько аккаунтов обременительно. (Хотя думать о кругах тоже немного утомляет, все же это не идет ни в какое сравнение с переключением между разными аккаунтами.) Google+, с другой стороны, позволяет иметь один аккаунт, в котором не надо заходить под разными логинами. Я могу в одном круге дать ссылку на свою статью, а в другом, более интимном, обсуждать что-то личное, и эти два круга никак не пересекаются друг с другом, если я сама того не захочу.

Еще интереснее инструмент, позволяющий посмотреть ваш собственный профиль с точки зрения другого пользователя. Вы хотите проверить, что ваша мама не видит сообщение о том, как вас рвет в баре? Просто введите в поле ее имя (если у нее есть профиль – если нет, тогда «все в Интернете»), и сразу увидите, какие сообщения она видит, а какие нет. Или, скажем, вы написали сообщение о сексуальных игрушках и не хотите, чтобы его видел начальник. Вы уверены, что сообщение только для друзей, но все равно хотите еще раз убедиться. Не проблема. Чтобы показать вам, как это выглядит, я ввела имя своего начальника:

Инструмент простой, но эффективный, и очень помогает предотвратить ненужные сообщения. Признаться, когда я делала вышеприведенный скриншот, я обнаружила, что случайно добавила очень далекого знакомого в группу «близкие друзья» вместо «знакомые», из-за чего он читал мои некоторые весьма конфиденциальные соображения. Открытие было весьма кстати.

Есть и другие преимущества. Например, в Google+ нет ограничений на символы, будь то 140, как в Twitter, или 400, как у Facebook (не знала об этом до написания статьи). Это позволяет использовать Google+ как блог, хотя большинство это пока не делают. Лично я уже несколько раз воспользовалась Google+ вместо Twitter, чтобы задать своей аудитории какой-то вопрос, требующий расширенных пояснений.

Управление контентом

В Google+ есть просто чудесная функция скрытия сообщений. Вам наверняка знакома ситуация, когда отмечаешь меткой «нравится» фотографию друга в Facebook, после чего получаешь оповещения от каждого из трехсот его родственников, которые не успокоятся, пока не обсудят все что только можно и не поссорятся о том, чья нога торчит из-за кадра. Вот бы иметь такую кнопку, чтобы нажать на нее и больше никогда не слышать об этом сообщении – даже если это ваше собственное! Речь не идет о блокировании пользователей: иногда с кем-то нужно поддерживать контакт, но больше не хочется слышать о конкретной теме. Это огромный плюс Google+, и те, с кем я это обсуждала, согласны со мной в том, что это одна из лучших из малозаметных функций сервиса.

В Google+ также есть возможность перепубликовать сообщения других людей. В Twitter есть похожая функция – ретвит, когда контент другого пользователя демонстрируется в вашей ленте: вы как бы перенаправляете его своим подписчикам. Это уже удобно, но Google+ делает следующий шаг и позволяет еще и запретить перепубликацию (скажем, если вы написали что-то для небольшой группы людей и не хотите, чтобы они перенаправили это своим друзьям). То же касается и комментариев: в каждом сообщении они по умолчанию включены, но в любом сообщении их можно отключить, если вы не хотите поддерживать обсуждение этой темы.

Google делает основной акцент на организации (и, следовательно, конфиденциальности), тогда как Facebook думает об организации и конфиденциальности лишь попутно, а в Twitter организация практически полностью отсутствует, а конфиденциальность – слишком рискованная игра. В Google+ есть ряд других интересных функций, например ВидеоВстречи, с помощью которых несколько пользователей могут вместе общаться и что-нибудь смотреть вроде YouTube. Хотя для меня ВидеоВстречи не являются главной причиной для использования Google+, многим они нравятся, и можно за них порадоваться.

Как это у конкурентов

Google+, конечно, не альфа и омега социальных сетей – у Twitter и Facebook тоже есть свои сильные стороны.

Группы в Facebook хорошо подходят для настоящихгрупп людей,
которые на равных делятся контентом в общей «комнате»

Для примера, хотя у списков Facebook примерно такая же функциональность, как у кругов Google+, в Facebook есть еще и группы – это примерно то же самое, но работают они по-другому. Группу в Facebook можно сравнить с закрытой комнатой, в которой общается группа людей. Это похоже на мероприятия – еще один функционал Facebook. В группе все приглашенные равны, это как бы ваша частная групповая стена.

Это особенно удобно для действительно существующих групп: книжных, спортивных и т.д. – для людей, которым нужно централизованное место общения в закрытом режиме. Тут можно обмениваться информацией, ссылками, комментариями и т.д., и у всех равные права.

Теперь сравним это с кругами Google+ (или списками Facebook): здесь только вы создаете список людей и только вы пишете то, что хотите, чтобы эти люди видели. Другой член вашего круга Google+ не может писать сообщения так, чтобы их видели все остальные члены круга, если только их круг не является точной копией вашего. Когда другой человек создает свой круг, в нем могут быть люди, которых нет в вашем круге по этой же теме. Это очевидный минус кругов и плюс групп Facebook с точки зрения общения именно в группе.

Google+ не сможет вытеснить конкурентов в обозримом будущем, и большинство пользователей Google+ будут по-прежнему пользоваться ей как второй соцсетью или как одной из основных. Это так и в моем случае.

Но Google+ никуда не денется

За месяц ежедневного использования Google+ я заметила, что первоначальный наплыв пользователей, которые хотели только познакомиться с сервисом, завершился. Сегодня в Google+ меньше активности, чем, скажем, в первые две недели. Но столь же очевидно и то, что корневая аудитория сохраняется и, на мой взгляд, сохранится надолго, так что Google+ наверняка войдет в число главных сетей – тех, где обитают Важные Люди.

Да, у Google+ в первый месяц был ряд проблем. Однажды за одни выходные быстро и загадочно пропало немало учетных записей, и лишь позже выяснилось, что всему виной – правило о «настоящем имени», о котором многие даже не догадывались. Были проблемы с прозрачностью и последовательностью.

Что-то в Google+ можно улучшить. Например, меню оповещений в веб-приложении практически бесполезно, оно дает самый минимум информации из возможного, но только докучает (при этом не дается никакой информации о том, какое именно сообщение прокомментировал мой друг, пока я сама не щелкну, хотя там масса свободного места). Далее, если щелкнуть по любому объекту списка, то весь список целиком сразу помечается как прочитанный! Больше головной боли от этого меню и придумать сложно.

Но подобные проблемы – это лишь болезнь роста. Похоже на то, что в Google подошли к этому проекту более серьезно, чем к некоторым предыдущим инициативам. В компании уже не раз говорили – как в прессе, так и на страницах самой Google+, – что уделяют максимум внимания отзывам пользователей. В компании также говорили о планах расширить поддержку Google+ и на другие свои сервисы, так что это лишь начало.

Между тем сейчас для Google самое важное – это сделать все для сохранения уже набранной аудитории и развить начатый успех. Сейчас Google+ пользуется достаточно людей, которые говорят о нем достаточно хорошего, чтобы проект мог закрепиться в качестве достойной альтернативы Facebook. Но какие-то пользователи могут и уйти, если на этой ранней стадии им станет скучно. Пока Google+ развивается, все должно быть хорошо. Если разработчики реализуют некоторые из предложений, высказанных пользователями, то будет и еще лучше.

Что до меня, я и раньше использовала Twitter гораздо активнее, чем Facebook, а другие сервисы вызывали у меня легкую аллергию. Я по-прежнему чаще всего пользуюсь Twitter, но теперь я также регулярно использую и Google+, а Facebook – крайне редко. Сейчас мысль сходить на Facebook мне кажется уже несколько старомодной. Зачем, если есть Google+?

У Google+ есть все необходимое для роста. Но каким станет этот рост, зависит только от Google.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Google+: социальная жизнь с чистого листа
Почему Twitter должен бояться Google+
Чему Google+ научилась у Buzz и Wave

Print Friendly

Об авторе

Дзяцю Чен (Jacqui Cheng) – журналистка, в прошлом программист. Старший редактор Ars Technica.
  1. Vendigo
    12 августа 2011 в 16:17 | #1

    «В Google+ есть просто чудесная функция скрытия сообщений. Вам наверняка знакома ситуация, когда отмечаешь меткой «нравится» фотографию друга в Facebook, после чего получаешь оповещения от каждого из трехсот его родственников, которые не успокоятся, пока не обсудят все что только можно и не поссорятся о том, чья нога торчит из-за кадра. Вот бы иметь такую кнопку, чтобы нажать на нее и больше никогда не слышать об этом сообщении – даже если это ваше собственное! Речь не идет о блокировании пользователей: иногда с кем-то нужно поддерживать контакт, но больше не хочется слышать о конкретной теме. Это огромный плюс Google+, и те, с кем я это обсуждала, согласны со мной в том, что это одна из лучших из малозаметных функций сервиса.»

    И это давно есть во Вконтакте )

  2. hijsi
    14 августа 2011 в 09:54 | #2

    чего мне очень хочется в Г+, так это способа быстро найти ранее опубликованную информацию. например, помню, что запостил месяц назад интересную ссылку, хочу найти ее и ознакомиться с сайтом повнимательнее, и что? отматывать назад 10-20 экранов? ведь в Г+ нет ни календаря записей, ни тегов, ни поиска в своей ленте.

  3. rovis
    14 августа 2011 в 13:32 | #3

    hijsi :
    чего мне очень хочется в Г+, так это способа быстро найти ранее опубликованную информацию. например, помню, что запостил месяц назад интересную ссылку, хочу найти ее и ознакомиться с сайтом повнимательнее, и что? отматывать назад 10-20 экранов? ведь в Г+ нет ни календаря записей, ни тегов, ни поиска в своей ленте.

    согласен с вами, это большой трабл

  4. юлия
    15 августа 2011 в 11:53 | #4

    да, отсутствие тегов — недостаток. надеюсь, эту проблему скоро решат

  5. beast
    20 августа 2011 в 15:32 | #5

    Сухой остаток: к заметкам вконтакте следует приделать тэги и групповые политики, ну и количество групп не ограничивать. Получится идеальная соцсеть, и гугл с фейсбуком ещё позавидуют российским нанотехнологиям!.. Звучит смехотворно? А потому что фичи — не главное.

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free