RIM, все кончено

25 июля 2011 Джон Биггз

Компании Research in Motion конец. Через год-другой ее кто-нибудь купит (скорее всего, Microsoft), ее продукцию перевыпустят под другим брендом и она последует за Nokia, Danger и бесчисленным множеством других мобильных платформ. Какое-то время она еще будет существовать независимо, но в итоге ее поглотят. Все кончено.

Вот почему.

На «бизнес-телефонах» не заработать. BlackBerry не является статусным символом. Это такой телефонный аналог толстого и тяжелого бизнес-ноутбука, купленного за счет фирмы. BlackBerry степенные, скучные и не особо желанные, однако к ним привыкли, и в ряде областей они довольно функциональны, скажем в почте. Но не более того.

Эти телефоны все меньше любят в ИТ-отделах, где сейчас стараются активнее поддерживать более популярные устройства, такие как iOS и Android. Пока еще никого не уволили за установку BES, но нет сомнений, что в ближайшие годы начнут увольнять за неподдержку стандартов WebDAV.

Да, можно зарабатывать много денег на продажах техники случайным покупателям. Но если эти случайные покупатели решат сэкономить на технике, как вы думаете, куда они пойдут? К тем же самым поставщикам, с которыми они мучились много лет?

Аудитория RIM уже ушла к конкурентам. Помню, как несколько лет назад меня пригласили на MTV (хотя после этого никогда не приглашали) поговорить о «ведущих смартфонах». Кажется, это было в 2007 году. Там был аппарат на Windows Mobile, новый Sidekick и по какой-то непонятной причине BlackBerry Curve. По результатам голосования зрителей Sidekick легко обошел конкурентов, но лично я так и не смог понять, каким образом Curve, со всеми его плюсами, вообще оказался в списке. Sidekick был символом жизненного стиля, даже HTC Dash на WM мог бы за него сойти. Но Curve? Никогда.

Нет, у RIM есть аудитория, но она уменьшается. Возможно, раньше у них дела обстояли неплохо, но затем многие устройства от других производителей, включая Microsoft, стали гораздо более благосклонно восприниматься рынком. Даже BBM утратил свой былой шарм, особенно в эпоху Facetime, Qik и Hipchat.

Конкуренты RIM сильнее и быстрее. На рынке потребительских телефонов лидирует Android, после которого с небольшим отрывом следует iOS. Если они не сделают серьезных ошибок, то RIM всегда будет на третьем месте и с большим отрывом. Я бы даже сказал, что Windows Phone начиная с Mango для многих пользователей выглядит куда интереснее как деловое решение, чем платформа RIM. И что RIM может сделать, чтобы выйти из этого смертельного штопора? Выпустить потребительские модели? Нет, уже пробовали. Бизнес-модели? И это пробовали. Выпустить планшет? Неа. Кстати, это приводит нас к следующему пункту:

RIM полностью проиграла гонку планшетов. Полностью. Это просто фиаско. Предварительные прогнозы по продажам PlayBook были 2,4 млн, но теперь в RIM прогнозируют только 800 тыс. И даже если к каждому владельцу BlackBerry придет ИТ-директор и под дулом пистолета заставит купить PlayBook, то в этом случае вряд ли удастся продать даже половину от этой цифры.

PlayBook – устройство красивое и хорошо сработанное, но оно опоздало на год и теперь слишком сильно сбивает с толку среднестатистического потребителя. Главная ошибка RIM была в отсутствии нативного почтового приложения в штатной комплектации. Это просто удивительно: самый сильный игрок в электронной почте не смог дать своим клиентам электронную почту.

Ничто не поможет RIM убежать от своего прошлого. Посмотрите на видеоролик. Это последний смартфон от Nokia на модификации MeeGo. Здорово выглядит, правда?

Но нет, не здорово. Этот телефон никогда не увидит свет, а вся работа, потраченная на интерфейс и систему, потрачена зря. Почему? Потому что немного поздно. Nokia, гигант индустрии, сегодня лишь тень собственной былой славы. RIM может пойти по этому же пути – и пойдет.

Сегодня наследие RIM окружает нас со всех сторон. Почти все крупные мобильные системы для бизнеса построены по образцу превосходных решений RIM в области электронной почты и организации личных дел. Но RIM стала рабом собственного успеха. Она не может продать ничего кроме клавиатурного моноблока – и это в эпоху, когда клавиатура уже не так важна, как раньше, и без необходимости скрывается. Проклятие RIM – это нехватка воображения и у потребителей, и у производителей. Когда все телефоны стали умными и все умеют работать с почтой, никто уже не может придумать, за что порекомендовать кому-нибудь RIM. Игра закончена, и осталось только подождать, когда ее купят и со сцены сойдет одна из крупнейших мобильных компаний современной истории.

Вы скажете, что я предвзят, но поверьте, мне очень грустно писать эти строки.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Обзор RIM PlayBook
Нет приложений – нет продаж: iPad 2 против Xoom, PlayBook и TouchPad
Товарный поезд под названием Android

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Джон Биггз (John Biggs) – журналист, консультант, редактор TechCrunch. Пишет для TechCrunch, CrunchGear, New York Times, Popular Science, Popular Mechanics, USA Weekend и ряда других изданий.
  1. Andy Faleev
    25 июля 2011 в 16:26 | #1

    Polnost`u soglasen s avtorom!
    S grust`u no soglashus vo vsem.
    U menya 9780 and 9630 a do etogo byli 8800, 8820, 8300,8320,9000 and 9700.
    Avtor prav vo vsem KROME ODNOGO!!!
    POKA U RIM BUDET UNIKALNIY PUSH-EMAIL —
    YA BUDU S BLACKBERRY!!!!

  2. Дмитрий
    25 июля 2011 в 16:50 | #2

    ну все таки N9 увидет свет :-)

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free