Планшет – это новый компьютер или посткомпьютерное устройство?

20 июля 2011 Хорис Дедью

Стив Баллмер заявил, а Энди Лиз подтвердил, что Microsoft считает iPad и другие планшеты «просто персональными компьютерами». С точки зрения рыночного анализа, Canalys согласна с таким подходом, а IDC и Gartner – нет. Там эти устройства называют «медиапланшетами».

Прежде чем решать, как ПК и планшеты соотносятся друг с другом с точки зрения рынка, нужно посмотреть на данные. Если оценивать рынок в целом, нужно делать акцент на платформы. На следующем графике показаны объемы продаж по четырем главным платформам ПК+планшетов с конца 2008 года:

Квартальный объем продаж по платформам

На втором графике показаны эти же данные в виде доли от рынка в целом:

Платформы ПК

Сравнив два графика, мы приходим к интересным выводам:

1) Если исключить iPad, Apple очень близка к пятой строчке в рейтинге крупнейших мировых поставщиков ПК. Ее доля уже выше 5%. Если же считать с iPad, то Apple выходит на второе место.

2) Годовой рост по платформам: Windows – +1,3%, Mac OS X – +26%, iOS – +170%. Рост Android пока нельзя оценить, поскольку Android-планшеты еще не присутствуют на рынке больше года.

3) Во втором квартале 2011 года компьютеров с Windows было продано на миллион больше, чем во втором квартале 2010 года. В этот же период продажи компьютеров с Mac OS увеличились на 903 тыс., а iPad – на 5,5 млн.

4) Если не считать планшеты, то на Mac приходится примерно 50% всего роста продаж ПК на мировом рынке. Если считать с iPad, то на Apple приходится примерно 70% роста на рынке ПК во втором квартале.

Мы видим, что хотя Windows по-прежнему контролирует рынок с долей в 84% в первом квартале, рост почти полностью принадлежит планшетам – 90%. И если на рынке планшетов Windows уйдет на периферию, то «рынок ПК» она с большой вероятностью потеряет за два года (в зависимости от скорости производства iPad).

В Microsoft пытаются перевести Windows в форм-фактор планшета, но при этом там хотят и сохранить чисто настольную модель взаимодействия пользователя с системой. Это может сработать, а может и нет, но они хотя бы понимают, что моделей должно быть две, а не одна. В Microsoft не приемлют идею о том, что всю работу можно выполнять только в мобильной ОС, и создают некий гибрид планшета, ноутбука и десктопа. Такое устройство может оказаться сложным в использовании, но оно позволит Microsoft сохранить присутствие в планшетном форм-факторе.

Успех Microsoft будет зависеть от того, сможет ли этот новый форм-фактор сыграть подрывную роль в чем-то ином, помимо интерфейсных вопросов. Другими словами, будет ли это «новый ПК» или «посткомпьютерное устройство». Этот вопрос в основном сводится к разнице в бизнес-моделях. Скажем, у новой модели может быть другой цикл разработки (глубокий, интегрированный, выпуск раз в год), другая экосистема (приложения), другая структура расходов (большая доля НИОКР в аппаратной части), большой масштаб (аппаратная экономика, компоненты, рампы) и, в потенциале, новая дистрибьюция (с участием операторов).

Недорого купить Киа с пробегом
можно в Major Auto.

Если все это суммировать, то сейчас главный вызов для Microsoft состоит в том, чтобы по мере превращения ПК в аналог бытового устройства удержаться на плаву со своей традиционной бизнес-моделью (продажа лицензий на ОС поставщикам оборудования). Сейчас и iOS задает планку производительности, и Android все больше готов к усилению позиций на рынке, особенно если этот рынок станет более модульным. А основная дифференциация Microsoft, скорее всего, состоит в большом количестве ПО для Windows.

Наверное, этот рынок преподнесет нам еще немало сюрпризов, но на мой взгляд, все основные ставки уже сделаны. Еще немного, и того рынка ПК, который мы знаем, больше не будет.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Почему Windows 8 – фундаментально неверный ответ iPad
Windows 8 заставит вас передумать покупать iPad 3
Почему каждому американскому ребенку нужен iPad

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Хорис Дедью (Horace Dediu) – аналитик, основатель и управляющий директор Asymco. До этого восемь лет работал аналитиком и менеджером по развитию бизнеса в Nokia.
  1. Caeterra
    20 июля 2011 в 09:53 | #1

    «Еще немного, и того рынка ПК, который мы знаем, больше не будет.»(с)

    Надо полагать,
    мир меняется,продукция тоже, когда начинали выпускать ВинХР никто и предположить не мог, что в ближайшем будущем возможно будет иметь переносной компьютер, притом связанный со всеми другими машинами с помощью беспроводной сети.. И вряд ли в мелкопористые настолько глупы, чтобы пытаться конкурировать с современными технологиями, пытаясь немного изменить свои старые платформы. Скорее всего они также и перейдут на новые формы ОС.

  2. Areldar
    20 июля 2011 в 11:21 | #2

    «И если на рынке планшетов Windows уйдет на периферию, то «рынок ПК» она с большой вероятностью потеряет за два года (в зависимости от скорости производства iPad).»

    Помоему голословный вывод. ОТкуда уверенность, что продажи айПад будет расти неограничено, кто сказал, что через год рынок не перенасытится? Тем более, что в отличии от нетбука планшет не универсален и лишь очень маленький процент людей могут на нем работать. Говорить, что планшеты вытеснят ПиСи глупо, у них разные сферы применения

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free