Что делать Microsoft

Уоррен Баффет и Билл Гейтс

До недавнего взлома сети Lockheed Martin я писал о стратегической дилемме, стоящей перед Microsoft ввиду сокращения продаж Windows и Office и снижения цен на них. Прибавим к этому общее движение рынка в сторону мобильности, где Microsoft тоже далеко не на лидирующих позициях. Что же делать Стиву Баллмеру? Я думаю, Microsoft нужно преобразоваться в принципиально иную компанию. К счастью, есть архетипы – другие компании, которые сталкивались с похожими проблемами, но затем смогли подняться на вершины корпоративного успеха. Я думаю, Microsoft самое время взять пример с компании Berkshire Hathaway Уоррена Баффета.

Когда Баффет несколько десятилетий назад пришел в Berkshire, это была доходная компания, производящая ковры. Однако дни американских ковровых производителей были сочтены: стоимость рабочей силы росла, а импорт дешевел. Berkshire могла бы снизить маржу прибыли, но это дало бы только небольшую отсрочку. Тогда Баффет решил превратить Berkshire в конгломерат – сохранить руководство, но начать скупать уже существующие успешные компании. Он инвестировал как в компании, так и в их менеджеров.

Баффет использовал свои доходы для покупки акций многих компаний. Он стал ловцом людей, словно Петр. Для Microsoft это вполне реальный вариант.

У Редмонда более чем достаточно средств для диверсификации. Корпорация больше десяти лет ежемесячно списывает как минимум $1 млрд наличности, которые могла бы с легкостью потратить на диверсификацию, никак не затрагивая свои каждодневные операции. Но я предлагаю нечто большее – специально видоизменить стратегию с целью максимизации потока наличности для внешних инвестиций. Если Microsoft откажется от многих убыточных проектов, она сможет высвободить еще как минимум $1 млрд в месяц, а то и гораздо больше.

Я не говорю, что нужно сворачивать разработки или урезать расходы. Но можно было бы сделать то, что сделал Гитлер в 1943 году, отменив все военные разработки кроме тех, что давали новое оружие в течение полутора лет. Фюрер сделал много тактических ошибок, но это вряд ли одна из них.

Microsoft должна оценить свой нынешний бизнес и увеличить финансирование тех направлений, в которых она первая или вторая на рынке и при этом данный сегмент демонстрирует (хотя бы в потенциале) устойчивый рост. Это значит, что надо продолжать инвестировать в специализированные серверные бэкэнд-продукты, такие как Skype, но снизить расходы на многих клиентов. Эту стратегию последние годы с успехом применяет IBM.

Это значит, что надо смириться с неизбежным закатом Windows и Office, как Berkshire смирилась с закатом ковров. Это значит, что надо отказаться от телефонов, что Microsoft уже сделала с Zune. Xbox можно оставить, но сделать максимальный акцент на интеграцию с бэкэнд-сервисами.

Кстати, я не думаю, что Microsoft быстро выйдет из бизнеса мобильных телефонов. Я не предвидел сделку Microsoft с Nokia (уверен, как и сама Microsoft), и это может сработать. Если у RIM дела пойдут еще хуже, то, думаю, Баллмер попробует купить канадскую компанию, и может оказаться, что успешно. Однако это не значит, что Microsoft может просто купить успешную стратегию на рынке мобильных телефонов. С этой станции поезд уже ушел. Но Баллмер так легко не сдастся, и через 2–3 года телефонный бизнес Microsoft вполне может достичь состояния, когда его удастся продать или вывести в самостоятельную компанию, тогда как сейчас его ценность нулевая и его можно просто выбросить.

Мое предложение в том, чтобы радикально уменьшить Microsoft, процентов до 25–30 от сегодняшней, и сделать ее гораздо более прибыльной. Преобразовав корпоративную массу в энергию, можно получить $70–100 млрд свободных средств. Еще около $50 млрд находится за границей, откуда их нельзя вернуть без большого налогового штрафа.

Превращение Microsoft в Berkshire решает проблему заблокированных иностранных доходов, поскольку их можно будет использовать для международных приобретений фактически с 30-процентной скидкой.
Что Microsoft может купить за $150 млрд? Много не того, если у нее будет тот же менеджмент, который занимается покупками сегодня. Баллмер абсолютно не подходит для этой работы. Microsoft нужно назначить как минимум директора по инвестициям с новым видением и способностью прикрикнуть на Баллмера, когда потребуется – а это потребуется.

Compulog: ремонт компьютеров,
техобслуживание, аутсорсинг ИТ-услуг.

Эта стратегия подразумевает пересмотр подходов к брендингу. Стратегия Berkshire состояла в том, чтобы покупать сформировавшиеся бренды и давать им работать самостоятельно. Microsoft должна поступать так же. Как результат, со временем ее собственный бренд станет второстепенным.

Акции Microsoft никуда не годятся вот уже 15 лет, поэтому поиск новых брендов – хорошая идея. Нынешнее руководство компании это не сделает, не сможет сделать. Билл Гейтс много лет играет в командный бридж в связке с Уорреном Баффетом. Время расширить это сотрудничество. И между прочим, самый простой способ для Microsoft это сделать – просто купить Berkshire.

А что, хорошая идея.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Кошмар Стива Баллмера
Одно интересное отличие между старой империей зла (Microsoft) и новой (Google)
Крах Microsoft все более вероятен

Print Friendly

Об авторе

Роберт Кринджли (Robert Cringely) – журналист, писатель, бизнес-консультант, режиссер-документалист. Автор бестселлера об истории Кремниевой долины «Accidental Empires: How the Boys of Silicon Valley Make Their Millions, Battle Foreign Competition, and Still Can't Get a Date». Неоднократно публиковался в New York Times, Newsweek, Forbes и других изданиях. Автор фильма «Потерянное интервью Стива Джобса». Роберт Кринджли – псевдоним, настоящее имя – Марк Стивенс (Mark Stephens). Личный сайт: cringely.com.
  1. anonim
    6 июня 2011 в 10:45 | #1

    Ну, сильно хочется краха…
    Вопрос только один — кому? И кто платит за такие публикации?

  2. admin
    6 июня 2011 в 11:38 | #2

    @anonim Вы напрасно иронизируете. Закат Microsoft и Windows – общее место американской блогосферы, об этом многие говорят.

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free