Почему хорошие компании выпускают плохие продукты?

23 мая 2011 Ави Грингарт

Motorola Flipout

Когда я только начал работать аналитиком, мой двоюродный брат как-то спросил меня: «Зачем компании специально выпускать плохой продукт?» Я снова вспомнил этот вопрос, когда в последние несколько недель просматривал несколько продуктов с плохими отзывами. Прежде чем я объясню, как хорошая компания может создать плохой продукт, давайте на секунду сделаем паузу и вспомним: часто бывает так, плохой продукт не плох сам по себе, но он просто сделан так, что не нравится лично вам.

Обозреватели и аналитики никогда не должны забывать, что все мы немного предубеждены. И я говорю не о принципиальном предубеждении и не осознанном «фанатизме» от какого-то продукта или бренда, а о том простом факте жизни, что есть люди молодые и старые, кто-то любит розовый цвет, а кто-то его терпеть не может, у кого-то руки большие, у кого-то – маленькие и т. д.

Например, если рассматривать Motorola Flipout вне его контекста, то легко прийти к выводу, что телефон ужасен: вращающийся экран требует крутить весь телефон целиком без явной причины, он слишком широкий и неудобный для телефона, на квадратном дисплее не будут работать некоторые приложения Android. Однако Flipout рассчитан на подростков, а не 40-летних обозревателей потребительских устройств (да, недавно мне стукнуло 40, так что я уже старик). А когда я показал этот телефон фокус-группе подростков, они в него просто влюбились. Квадратные телефоны – это модно, а крутить экран вокруг своей оси – весело. Им приглянулся тот факт, что у телефона есть одновременно полная QWERTY-клавиатура и сенсорный экран, ну а ширина их особо не беспокоит.

В других случаях продукт не плох как таковой, но он не может конкурировать с другими продуктами на рынке, потому что у него или неправильная цена, или рынок настолько насыщен, что этот продукт не привносит ничего принципиально нового. Это происходит очень часто, и одна из главных задач рыночного аналитика состоит как раз в том, чтобы помочь компании понять, как ее продукт будет позиционироваться на рынке (в противоположность тому, как бы ей хотелось, чтобы он позиционировался).

Но что если продукт действительно плохой? Как он попадает на рынок? Почему компания пытается продать продукт, о котором ей известно, что он плохой? Я выделил пять основных причин. Здесь я опишу две, остальные – в следующей статье.

Посмотрите на характеристики!

Продукт ужасный, но при этом соответствует всем заявленным характеристикам, из-за чего компания считает его хорошим и не воспринимает критику. Обычно так бывает, когда продукт разработан инженерами или программистами и демонстрировался тоже только инженерам или программистам. На эту проблему может указывать несколько признаков:

  • потребители не испытывают объективной потребности в продукте;
  • в продукте нет тех свойств, которые потребители ожидают от продукта этого вида;
  • рядовой потребитель не сможет пользоваться этим продуктом без полугодового обучения.

Решение этой проблемы относительно очевидно: пригласите профессиональных менеджеров по продукции и дайте им необходимые полномочия.

Вот увидите, кто был прав!

Продукт со всей очевидностью ужасен, но это любимый проект гендиректора компании. В процессе разработки никто не хотел с ним спорить (или их возражения игнорировались). Гендиректор по-прежнему считает, что это отличный продукт и ему лишь нужно время. Часто бывает так, что успешные (в прошлом) руководители откровенно идут против здравого смысла. Они привыкли, что их идеи кажутся окружающим сумасбродными, и гордятся своей репутацией «нестандартного мыслителя» и «индивидуалиста». Они даже могут воспринимать негативные отзывы как подтверждение правоты своих идей. Ситуация осложняется еще и тем, что часто действительно невозможно преуспеть никак иначе, кроме как создав что-то принципиально иное. Проблема лишь в том, что в некоторых случаях истина лежит в более традиционных подходах.

К сожалению, в этом случае простого решения нет – иногда действительно приходится делать что-то сумасбродное. Иногда это не срабатывает. Остается лишь пробовать и учиться на ошибках.

В следующей статье я рассмотрю дилемму инноватора, неполные решения и три причины, по которым компании выпускают неготовые продукты.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях. Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Строители и сборщики
Как придумать идею для стартапа
Вызов Microsoft: инновации, инновации, инновации

Print Friendly

Об авторе

Ави Грингарт (Avi Greengart) – аналитик, директор по исследованиям потребительских продуктов в Current Analysis. Раньше работал старшим менеджером по маркетингу в Intel, старшим аналитиком в Jupiter Research. Личный сайт: greengart.com.
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free