Предприниматели, забудьте о пузырях

7 апреля 2011 Брэд Фельд

«С двойным упорством и трудом
Гори огонь, кипи котел»
(«Макбет», У. Шекспир).

Я вспоминаю эти слова всегда, когда в очередной раз слышу слово «пузырь». Вспоминаются и компании Tulip Mania и South Sea Company, к которым восходит концепция пузыря в экономике. А еще на ум приходит классическая книжка Чарльза Макея «Чрезвычайно популярные заблуждения и безумие масс».

Когда на прошлой неделе я вернулся из небольшого отпуска, я заметил, что все вокруг судачат о «пузыре» применительно к высоким технологиям. Немало людей считает, что сейчас имеет место пузырь. Разговоры на эту тему идут уже где-то два квартала, однако последнее время их интенсивность возросла, видимо, под влиянием особо крупных инвестиций в новые компании. Сегодня о пузырях рассуждают уже не только техноблоггеры, но и массовые СМИ. О нем пишут в Twitter некоторые предприниматели и финансисты, которых я весьма уважаю. Поэтому я тоже немного поразмышлял на эту тему.

Индустрия высоких технологий уже знает один интернет-пузырь, который надулся между 1999 и 2000 годами и сдулся (или лопнул) в 2001-м. Я хорошо помню эти события, потому что 2001 год был самым сложным в моей деловой жизни. В 1999 и 2000 годах я наделал немало ошибок, из которых (надеюсь) извлек урок. В 2001–2005 годах я проделал много серьезной работы, которая заложила фундамент того бизнес-контекста, в котором я нахожусь сегодня. Поэтому, оглядываясь назад, я могу констатировать, что великий интернет-пузырь 2001 года лично для меня оказался очень полезным, хотя и болезненным.

Я не хочу делать прогнозы, поскольку на 100% знаю только одно: что в один прекрасный день умру. Я считаю, что ни один прогноз не имеет прямого отношения к тому, над чем я работаю и чего пытаюсь достичь в данный момент. Конечно, я тоже наблюдаю за происходящим, строю какие-то гипотезы о возможном развитии событий и корректирую свои действия. Однако делать такие уверенные и такие радикальные прогнозы, как «мы в пузыре» – это просто бесполезное занятие, особенно в отсутствие рекомендаций, что же, собственно, делать для защиты от этого пузыря или предупреждения его последствий.

Разговоры о пузырях особенно странны еще и потому, что они ведутся на фоне нисходящего экономического цикла, что длится последние несколько лет. В 2008 году главной темой бизнеса и политики был глобальный экономический кризис. Однако предпринимателей это не смутило, они засучили рукава и с удвоенной энергией продолжили ту интернет-революцию, что началась примерно в 2004 году и которую Тим О’Рейли метко назвал «Веб 2.0». Сегодня мы снова видим мощный рост предпринимательства, в котором обоснованно видят решение многих проблем, однако скептики опять видят в этом «пузыри» и какие-то другие страшилки.

Если вы считаете, что мы находимся в сильной, позитивной и восходящей фазе текущего «цикла образования технологических компаний», то этого более чем достаточно. Естественно, со временем начнется и нисходящая фаза цикла, однако мы не знаем, когда это произойдет – через неделю, месяц, год или десять лет. Не знаем мы и степень наклона этого предстоящего цикла. Если вы – трейдер хедж-фонда, вы вправе думать, что можете перевести будущее в набор формул и точно предсказать, что покупать, а что продавать. Что ж, флаг вам в руки, а также удачи – она вам понадобится.

Если же вы предприниматель, вы можете воспользоваться и восходящим экономическим циклом, и нисходящим. В первом случае вы создаете мощный, жизнеспособный бизнес, во втором – консолидируете свое положение на рынке. И не позволяйте отвлекать себя всяким «пузырям» – если только это не пузыри в ванне. Забудьте о пузырях и создавайте первоклассные продукты, приводите в восторг своих потребителей, стройте невероятную организацию и живите полной жизнью. И не забывайте, что однажды и вас не станет.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Цвет денег
Можно ли избежать второго интернет-пузыря?
Веб 3.0: новые возможности для стартапов

Print Friendly

Tags:

Об авторе

Брэд Фельд (Brad Feld) – предприниматель, инвестор. Управляющий директор Foundry Group. Сооснователь Foundry Group, TechStars, Mobius Venture Capital, Intensity Ventures. Председатель National Center for Women & Information Technology. Член совета директоров Zynga, BigDoor, Cheezburger Networks, Fitbit, Gnip, Oblong, Orbotix, Standing Cloud. Работал техническим директором AmeriData Technologies. В 1987 году основал компанию Feld Technologies по разработке ПО. Личный сайт: feld.com.
  1. felicita
    7 апреля 2011 в 13:26 | #1

    Блин, одни говорят пузырь есть, другие пузыря нет, поди тут разберись (((

  2. Komiman
    7 апреля 2011 в 14:12 | #2

    @felicita Как обычно, мы узнаем об этом только когда он лопнет..

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free