Facebook аолифицирует Интернет – и это плохо

1 апреля 2011 Сэм Биддл

Когда поколение компьютерщиков впервые обратило свой невинный взор на молодой Интернет, для многих это была всеобъемлющая и монолитная домашняя страница AOL. Впрочем, называть ее молодым Интернетом не совсем правильно – это была просто AOL в свои лучшие годы. AOL была вездесущей и всемогущей, она была всем сразу – но в итоге она сгубила сама себя, наделав ошибок. Сегодня кое-кто пытается воссоздать эту Звезду смерти.

До сих пор никто так и не извлек уроков из истории этого «Гинденбурга» эпохи 56-килобитных модемов. Почему мы так говорим? Сами посудите: Warner Brothers будет предлагать напрокат свои фильмы прямо в Facebook. Первым станет «Темный рыцарь». Rovio портирует игру Angry Birds для, пожалуй, последней платформы, которая ее еще не поддерживает, не считая пишущей машинки моего покойного дедушки, – да, снова Facebook. Как здорово, правда? Вот уж точно, чего не хватает современному Интернету, так это очередного сайта, где можно посмотреть фильм за несколько долларов или поиграть в Angry Birds. Facebook тянет свои щупальца во все места, которые нам нравятся в Интернете, что гораздо, гораздо дальше, чем та причина, по которой мы изначально регистрировались на цукерберговском сайте. Быстрые сообщения? Да. Почта? Конечно. Обмен фотографиями? Проверяйте. Приложения? Готово. Регистрации на карте? Естественно. Украденная у Twitter идея статусных обновлений? Как же без нее! Что Facebook еще не переварил по собственной инициативе, то всегда готовы сделать сторонние разработчики, которым даны для того все карты в руки. Facebook все время перестраивает сам себя, как какой-то японский робот Вольтрон.

Когда AOL вошла в стадию упадка, продолжавшуюся без малого десятилетие, из незаметной в первое время питательной массы начал вырастать настоящий Интернет. AOL теряла кучу денег, но мы этого не замечали, поскольку были слишком поглощены всем этим великолепием, которое нам показывал умирающий гигант. Общение в реальном времени, почта, видео, сайты, игры – не AOL изобрела все эти вещи, но она объединила их в одну удобную (когда был прозвон) Мекку 90-х годов. Это было просто. Это было медленно. Это было знакомо, удобно – и душно. Во вселенной AOL онлайновое пространство сводилось к тому, что AOL считала достойным своего садика с постриженными кустиками. Этот садик был наглухо заперт. Да, он был тесно интегрирован, но сегодня, оглядываясь назад, понимаешь, что это был достаточно слабенький сервис.

Да, я вас слышу: Facebook отличается от AOL как минимум в двух основных аспектах. Никто и не говорит, что они полностью идентичны. Facebook социален по природе, и мы верим в социальный Интернет, потому что ничто не заменит контент и рекомендации от собственных друзей. Это главный фактор роста Facebook. Во-вторых, Facebook далеко не так закрыт, как AOL, поскольку его платформу могут использовать другие компании. У AOL не было ни того, ни другого. Но Facebook тоже слабенький. Даже если он выведет за штат все свои слабые места (типа видеопроката), оставив себе совсем немного (системы сообщений и прочие клоны популярных сервисов, что там готовят). Даже если спамом вас заваливают не посторонние люди, а собственные друзья.

Магазин цифровой электроники
DigitalShop.ru: нетбуки Asus цены.
Доставка по всей стране.

Facebook слаб еще и потому, что ни одна онлайновая компания не может быть сильна во всем, и когда она пытается гоняться за всеми зайцами, это всегда выглядит нелепо. Именно в этом величие Интернета: у нас всегда есть выбор. Специализированные сайты! Хотите триллион видеоклипов? YouTube. Хотите роскошные музыкальные видеоклипы и краткометражные документальные фильмы? Vimeo. Хотите транслировать фильмы на любую приставку и любой телефон под солнцем? Netflix.

Но нет, говорит Facebook. Он хорошо знает, что даже в нашу суматошную эпоху большинство пользователей уделяет ему хотя бы несколько минут в день, и потому хочет быть сразу всем. Он хочет быть Netflix, он хочет быть Xbox, он хочет быть Foursquare, он хочет быть Gmail – Facebook хочет быть Интернетом. Вы готовы ему это разрешить?

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Почему я не пользуюсь Facebook
Вчерашний день социальных сетей
Facebook захватывает Интернет

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Сэм Биддл (Sam Biddle) – блоггер и редактор Gizmodo.
  1. georgi
    1 апреля 2011 в 08:52 | #1

    Меня тоже удивляют некоторые люди, которые сидят где-то «в контакте» или в том же фейсбуке и не знают ничего кроме него. Некоторые даже не в курсе, что есть еще какой-то другой интернет. У них нет ни почты, ни скайпа. Они любят видео но не знают о youtube или принципиально туда не ходят. Им в принципе не интересно ничего кроме своей соцсети. Интернет внутри интернета. Странно это как то.

  2. K
    1 апреля 2011 в 11:14 | #2

    Согласен, причем Facebook постоянно разрастается и захватывает пространство вокруг себя. Если так дальше пойдет, однажды интернет будет просто приватизирован и переименован в Facebook.

  3. Ген2
    1 апреля 2011 в 11:46 | #3

    а мне нравится фейсбук, а все остальные пусть идут лесом

  4. Алексей
    3 апреля 2011 в 14:14 | #4

    это да! летом запускаем интернет-уникальность, рассчитанную на «запад» — посмотрим к какому своему месту ФБ будет прикручивать такой функционал))))

  5. Komiman
    7 апреля 2011 в 21:55 | #5

    А мне больше нравится ВКонтакте. Он вконтактизирует интернет )))

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free