Цвет денег

28 марта 2011 Эм-Джи Сиглер

Приложение Color на iPhone и Android

«Люди. Цвета. Приложения. Кошки. Бекон. Органический. Бибер. Мобильный. Социальный. Местный. Поворотный».

Это текст с главного слайда пародийной презентации, что некоторое время распространяется в Сети. Откуда такая враждебность к новому игроку тесного рынка? Этих причин 41 миллион.

Самое удивительное в Color то, что это даже не продукт – пока это лишь шквал негативных отзывов в Twitter и техноблогосфере. Как ни странно, подавляющее большинство этих отзывов не о самом продукте, а о том факте, что Color еще до запуска получил $41 млн инвестиций. (Скажем, это больше, чем Yahoo заплатила за Flickr в 2005 году.) Тональность этих рецензий варьируется от предсказуемого «пузырь!» до злобного «да как они смели?». Очаровательно выглядит.

Но давайте не будем спешить.

Сейчас все пытаются понять, каким образом Color удалось собрать столько денег еще до запуска продукта. Этим утром (24 марта – прим. пер.) Business Insider предположил, что бóльшая часть денег получена от одной единственной венчурной фирмы Bain Capital, которая решила выложить кругленькую сумму только для того, чтобы поучаствовать в сделке вместе с Sequoia. Теория интересная, но совершенно безосновательная. На самом деле что основную часть денег дала именно Sequoia, а именно $25 из $41 млн (на Bain Capital пришлось лишь $9 млн). Полную информацию об этом приводит Venture Capital Dispatch.

Также там рассказывается, каким образом этот круг финансирования раздулся до $41 млн – а слово «раздулся» здесь подходит лучше всего. Первоначально Color хотела получить только $14 млн, сообщает Тай Макмахан. Конечно, это тоже очень много для сервиса с нулевым количеством пользователей, однако эта сумма все же более разумна, чем когда меняешь цифры местами. Но затем в Sequoia пронюхали планы Color и захотели поучаствовать более активно. А когда Sequioa хочет в чем-то участвовать, обычно ей это удается. Здесь же она хотела этого очень сильно.

Вот что говорит сооснователь Color Билл Нгайен, слова которого приводит Макмахан:

Нам сказали, что примерно раз в десять лет появляется компания, рынок и возможность, которые сходятся друг с другом и создают преобразующую силу. «Мы не видели такого после Google», – говорят они.

Если вы считаете, что это полная чушь, то Sequioa показала деньгами, что не шутит. Она дала Color вдвое больше, чем в свое время Google ($12,5 млн).

Так что, они сошли с ума?

Можно сказать, что они сделали ставку. Ставка большая, но не такая уж и безумная, как может показаться на первый взгляд.

В Sequoia посмотрели на продукт, поговорили с его основателями, узнали их видение. Они знают, что о Нгайене практически любой скажет, что это гений с исключительным видением. Они увидели, что большинство других основателей и остальных членов группы – это выходцы из Apple и Google. Как отмечает Мэтью Инграм из GigaOm, вполне возможно, что даже сама эта команда для потенциального покупателя стоит $41 млн (хотя сейчас эта сумма уже должна превысить $100 млн). Е-мое, Google по этой же причине предлагала Path больше $100 млн спустя всего несколько месяцев после запуска.

Но это лишь одна точка зрения, и ясно, что в Sequoia рассчитывают не на такой итог. Видимо, там считают, что концепция и технология Color – это будущее социальных сетей. Это самый большой на данный момент шаг в сторону следующей стадии развития Интернета: геолокационная стадия, создающая скрытые социальные графы и размывающая грань между онлайном и оффлайном.

На бумаге, в Twitter и в блогах это опять-таки звучит как полная чушь, как лохотрон на $41 млн. Но задумайтесь на секунду о глобальной концепции. Эта идея потенциально способна добавить полностью новый слой к нашему миру – осмысленную дополненную реальность. Разве на такую идею не стоит сделать ставку?

Сегодня это может выглядеть странно и глупо. Но вспомните, что
точно так же выглядели Twitter, Facebook и практически любая большая идея эпохи Интернета. Любая революционная идея по определению не может быть очевидной, иначе кто-нибудь ее уже реализовал бы.

Билл Нгайен

Конечно, это не значит автоматически, что у Color все получится. Более того, вероятность провала у подобных больших идей даже больше. И вот поэтому так важны эти $41 млн. Большинство стартапов сначала привлекают небольшую сумму денег, чтобы лишь встать на ноги. Затем они приходят за деньгами еще раз, затем еще раз и т. д. – если могут. Sequoia же дала Color два года спокойного существования, чтобы сфокусироваться на продукте и не думать о деньгах. Конечно, это ставка, но очень дружественная к предпринимателю (пусть и за большую долю в компании). Сейчас очевидны две вещи: у Color есть как минимум два года, чтобы доказать свою состоятельность, а Sequoia, как кажется, в любом случае планировала их финансировать.

Роберт Скоубл говорит о важности первого впечатления и что Color не справился с этой задачей. Но в долгосрочной перспективе это близорукая оценка. Он рассуждает о том, что несколько тысяч человек вчера или несколько тысяч человек сегодня получили или не получили первое впечатление. Но Color для успеха нужны не тысячи, а десятки миллионов пользователей, а для реализации концепции в целом речь должна идти о сотнях миллионов.

Вместе с тем у Color есть серьезная проблема курицы и яйца. Ее сервис имеет смысл только в случае, когда им пользуется большое число людей в одном месте. В противном случае от Color нет никакого смысла (что вчера узнал и я, и многие другие). В этом смысле я соглашусь, что Color несколько подпортила себе запуск – сервис нужно было запускать на фестивале South by Southwest, это было бы естественно (вместо этого мне пришлось делиться с друзьями фотографиями с помощью Beluga).

Но другая мысль Скоубла объясняет, почему не все еще потеряно, – это App Store. Для успешного вирусного распространения любого приложения крайне важен выход в App Store. Это гораздо важнее, чем анонс в каком угодно блоге. И у Color больше чем у кого бы то ни было шансов завоевать любовь посетителей App Store. Опять-таки я не хочу сказать, что это гарантия успеха – и приложение должно быть хорошим, и работа компании четкой. Я лишь о том, что первое впечатление все же не настолько важно

Так доказывает ли Color и его гигантское финансирование существование Пузыря 2.0, 3.0 и так далее, что порой хотят нам втолковать специалисты по пузырям? В каком-то смысле, возможно. Но в настоящем, глубоком смысле – нет.

Мы имеем компанию, решившую реализовать некую большую идею, которая получила много денег для беспрерывной реализации этой идеи в течение пары лет. Повторюсь, что сделана ставка, и немаленькая, однако ставкой по своей природе является любая инвестиция. У Sequoia есть деньги для такой ставки. Если она проиграет, что ж, так тому и быть. Ваши родители не окажутся на улице, если Color получит $41 млн инвестиций и профукает их. Самое большее, партнеры Sequoia не смогут сыграть в гольф. Да и то не факт.

Между тем я хочу кое-что заметить по поводу этого прессинга сообщества стартапов и сообщества инвесторов. Начали расти цены. Сейчас Color может позволить себе гораздо больше разработчиков высшего класса, чем стартап X. В потенциале это чревато проблемами, поэтому другим тоже придется взвинчивать цены. Все это не очень хорошо для экосистемы в краткосрочной перспективе. Но опять-таки, надо смотреть и в глобальном масштабе. Тут либо успех, либо провал. А инвестиции подкорректируются соответственно – в ту или другую сторону.

Но вот что в истории вокруг Color меня беспокоит больше всего: читая негативные отзывы инвесторов, возникает ощущение, что они надеются на его провал. Разве мы все не должны болеть за него? Разве в конечном итоге от его успеха не выиграем мы все: стартапы, инвесторы, пользователи?

Конечно, выиграем. Однако сегодня каждый стремится первым спрогнозировать провал Color. А почему? Да потому, что предсказать неудачника гораздо проще, чем победителя.

По большому счету история Color еще даже не началась. И даже $41 млн не значат ничего, кроме того лишь, что в этот проект верит Sequoia. Эка новость!

Настоящая история Color начнется тогда, когда она сможет сотворить из этих денег волшебство. Волшебство у вас в руках.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Можно ли избежать второго интернет-пузыря?
Семь принципов построения отличного социального продукта
Секретная облачная стратегия Apple, или Чем так важна Lala

Print Friendly

Об авторе

Эм-Джи Сиглер (MG Siegler) – журналист, инвестор. Пишет для TechCrunch, PandoDaily и других изданий. Генеральный партнер Google Ventures. До этого был партнером CrunchFund. Личный сайт: parislemon.com.
  1. roxio
    31 марта 2011 в 23:39 | #1

    установил ентот Color. ничего не понятно. только разбираться полчаса надо (((

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free