C днем рождения, Twitter. Как насчет поучиться у Digg?

24 марта 2011 Мэтью Инграм

В дни рождения естественно оглянуться назад, пусть вам и всего пять лет. Именно столько Twitter официально стукнуло 21 марта. Пусть это и не очень много, но в масштабах Интернета это где-то лет 35 – то есть, компания приближается к среднему возрасту. И перед Twitter действительно стоит ряд проблем среднего возраста. Есть и другой нашумевший веб-стартап, которому тоже грозит кризис среднего возраста – Digg. В декабре ему исполняется шесть лет, и недавно он пережил два тяжелых удара: провальный редизайн и уход основателя Кевина Роуза. Когда-то Digg был пионером Веб 2.0, а сегодня это социальная сеть-аутсайдер. Это важный урок, который должны усвоить его младшие коллеги.

В каком-то смысле сложно поверить, что Twitter уже целых пять лет. Джек Дорси и Биз Стоун создали его как побочный проект в компании Эвана Уильямса Odeo. Позже эта компания была закрыта, а Уильямс сменил Дорси на посту гендиректора Twitter – тогда пришлось пролить немного крови, а сам Twitter не нравился даже такому заядлому интернетчику, как Ом. Когда я зарегистрировался в Twitter в начале 2007 года, я тоже, подобно большинству пользователей, не видел в этом сервисе особой пользы и несколько месяцев гадал, зачем он нужен – до определенного момента, пока не сформировалась критическая масса интересных людей и сервис начал обнаруживать свою полезность.

Статус Twitter как мощной новостной платформы реального времени впервые стал очевиден во время лесных пожаров в Калифорнии 2007 года и землетрясения в Китае 2008 года. Со временем люди увидели, что Twitter – это не просто способ рассказать, что ты ел за завтраком. Отправной точкой для превращения Twitter в по-настоящему массовый сервис можно назвать 2009 год, когда Дженис Крамс опубликовал фотографию самолета, упавшего в Гудзонский залив.

Все последующие события, от землетрясения на Гаити до недавних беспорядков на Ближнем Востоке, постоянно усиливали убежденность в том, что Twitter резко сокращает стоимость публикации информации, о чем в прошлом году писал Уильямс.

Но, пожалуй, главное значение Twitter в том, что он служит платформой для общения в сообществах. Такие сообщества могут формироваться по любому признаку: интерес к ближневосточным революциям, одержимость последними новинками Apple или потребность знать, что в данный момент делает Чарли Шин. Одно из отличительных особенностей социальных сервисов типа Twitter и Facebook в том, что чем больше людей общаются с их помощью, тем более они воспринимают их как свою собственность. По мере становления как компании и как бизнеса Twitter все больше пытается бороться с этим собственническим чувством.

Это прослеживается по многим последним тенденциям: это и возмущенная реакция на скандальный Quick Bar, и блокировка сторонних клиентов вроде UberMedia Билла Гросса, которые пытаются развить собственную стратегию монетизации в рамках Twitter, и запуск сервисов вроде Promoted Tweets и Promoted Trends. Как я уже писал, пользователи настолько привыкли рассматривать Twitter с чисто утилитарной точки зрения, что каждый шаг компании в направлении монетизации рассматривается как оскорбление того или иного рода, как если бы вас пригласили на вечеринку и затем попросили заплатить за выпитые напитки.

Хотя Digg во многом отличается от Twitter, он страдает от этих же проблем. Некоторые из этих проблем напрямую относятся к Twitter, поскольку функционал по обмену ссылками, благодаря которым Digg стал первопроходцем так называемой эпохи Веб 2.0, у него перехватили Twitter и Facebook. Дальше – больше: в августе прошлого года Digg обновил дизайн, назвав его Digg v4, и он был жестко раскритикован как нестабильный, но, что важнее, традиционное сообщество Digg почувствовало себя преданным. В итоге трафик сайта резко упал, новый гендиректор отменил большинство нововведений и уволил почти 40% штата, а основатель Кевин Роуз покинул компанию и планирует новый проект.

Так чему же Digg может научить Twitter? Первый урок: даже компании-первопроходцы, основатели которых красуются на обложках ведущих деловых изданий, могут пасть под натиском определенных обстоятельств, а также проиграть новым сервисам, которые могут появиться лишь со временем. Конечно, Twitter, по некоторым оценкам, стоит $10 млрд, что гораздо больше, чем когда-либо было у Digg. Однако урок этот все равно актуален, что хорошо понял, кстати, и MySpace. Очень просто стать самодовольным и перестать замечать внешние сигналы, говорящие о замедлении темпов роста, очень просто стать медленным на подъем и неспособным на быстрые реакции.

Второй урок: ядро любой социальной сети – это сообщество пользователей. В случае Twitter это еще и сообщество разработчиков и экосистема, выросшая вокруг его сервиса.

Отчуждение кого-то из этих групп – очень рискованная стратегия, что Digg хорошо показал, когда в одностороннем порядке предпринял ряд неудачных изменений, не посоветовавшись с пользователями. Прагматичный подход, выбранный Twitter, может дать компании больше прибыли, но вместе с тем разрушить тот дух сообщества, благодаря которому эта сеть стала такой мощной. Вернуть этот дух будет крайне сложно, если вообще возможно. Поэтому, Twitter, с днем рождения и добро пожаловать в кризис среднего возраста.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Покойся с миром, Digg
Twitter – это как непринужденная беседа за столом с друзьями
Twitter и сторонние разработчики

Print Friendly

Об авторе

Мэтью Инграм (Mathew Ingram) – старший писатель блога GigaOm. Ранее сотрудничал в изданиях Globe and Mail и London Free Press. Личный сайт: mathewingram.com.
  1. felicita
    7 апреля 2011 в 13:31 | #1

    Мне всегда нравился Диг, жалко его. У Твиттера нет его шарма. Да и Твиттер совсем другой проект.

  1. Пока что нет уведомлений.

Spam protection by WP Captcha-Free