Мысли о Flash

11 марта 2011 Стив Джобс

У Apple с Adobe давние отношения. Более того, мы познакомились с основателями Adobe, когда они еще, так сказать, сидели в гараже. Apple была первым крупным клиентом Adobe: мы использовали их язык Postscript в нашем новом принтере Laserwriter. Apple делала в Adobe инвестиции и в течение многих лет владела примерно 20% этой компании. Мы вместе осваивали настольные издательские системы и пережили немало счастливых минут. Однако золотая эра закончилась, и мы разошлись. Apple едва не прекратила свое существование, Adobe была втянута на корпоративный рынок со своими продуктами Acrobat. Сегодня мы продолжаем сообща обслуживать наших общих клиентов: так, пользователи Mac покупают около половины всех продуктов Adobe Creative Suite. Однако других общих интересов у нас практически нет.

Здесь я хотел бы обрисовать ряд мыслей по поводу продуктов Adobe Flash, чтобы потребители и критики смогли лучше понять, почему мы не хотим Flash на iPhone, iPod и iPad. В Adobe нашу позицию считают исключительно коммерческой: там говорят, что мы якобы защищаем App Store. Однако на самом деле все упирается в чисто технические моменты. Adobe утверждает, что мы – закрытая система, а Flash открытый. Факт в том, что верно ровно противоположное. Позвольте мне объяснить.

Во-первых, что касается «открытости».

Продукты Adobe Flash на 100% проприетарны. Они доступны только у Adobe, Adobe обладает исключительным правом на их развитие, она устанавливает цены и т. д. Продукты Adobe Flash широко доступны, но это не значит, что они открыты, поскольку они полностью контролируются Adobe и доступны только у Adobe. Flash – закрытая технология согласно почти любому определению.

У Apple тоже много проприетарных продуктов. Хотя операционная система iPhone, iPod и iPad проприетарна, мы совершенно убеждены, что все стандарты Интернета должны быть открыты. Вместо Flash мы используем HTML5, CSS и JavaScript – все эти стандарты открыты. Мобильные устройства Apple поддерживают эти стандарты на высоком уровне производительности и с низким потреблением энергии. HTML5 – новый веб-стандарт, принятый Apple, Google и многими другими компаниями, – позволяет веб-разработчикам создавать высококачественную графику, типографику, анимацию и эффекты, не завися от сторонних браузерных плагинов (типа Flash). HTML5 полностью открыт и контролируется соответствующим комитетом, в который входит и Apple.

Более того, Apple создает собственные открытые веб-стандарты. Например, Apple запустила небольшой проект с открытыми исходными кодами и создала WebKit – полностью открытую машину HTML5. На ней работает браузер Safari, который входит во все наши продукты. WebKit используется очень широко. Его использует Google в своем браузере для Android, его используют Palm и Nokia, недавно RIM объявила о его использовании. WebKit задействован почти во всех смартфонные браузеры кроме тех, что разработаны Microsoft. Гарантируя открытость технологии WebKit, Apple установила стандарт для мобильных веб-браузеров.

Во-вторых, «весь Веб».

Adobe постоянно утверждает, что мобильные устройства Apple не воспроизводят «весь Веб», потому что 75% всего видео в Интернете основано на Flash. О чем они не говорят, это что почти все это видео также доступно и в более современном формате H.264 и прекрасно воспроизводится на iPhone, iPod и iPad. Если взять YouTube, где сосредоточено около 40% всего видео в Интернете, то на всех мобильных устройствах Apple есть специальное приложение. iPad, вероятно, предлагает самые лучшие средства для поиска и просмотра контента на YouTube из всех существующих. Добавьте сюда видео от Vimeo, Netflix, Facebook, ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPR, Time, The New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People, National Geographic и многих, многих других. Пользователи iPhone, iPod и iPad вовсе не лишены большого количества видео.

Другое заявление Adobe: на устройствах Apple нельзя играть во Flash-игры. Это так. К счастью, в App Store есть порядка 50 тыс. игр и развлекательных приложений, многие из которых бесплатны. Факт в том, что для iPhone, iPod и iPad существует больше игр и развлекательных приложений, чем для любой другой платформы в мире.

В-третьих, надежность, безопасность и производительность.

Недавно Symantec назвала Flash одной из самых уязвимых программ 2009 года. Нам самим из первых рук известно, что Flash является главной причиной всех сбоев на Mac. Мы пытались решить эти проблемы вместе с Adobe, но они продолжаются уже не один год. Мы не хотим снижать за счет Flash уровень надежности и безопасности наших iPhone, iPod и iPad.

Далее, Flash не очень хорошо работает на мобильных устройствах. Мы уже несколько лет просим Adobe показать нам пример, чтобы Flash хорошо работал на каком-нибудь мобильном устройстве – любом устройстве. Пока нам этого не показали. Adobe публично обещала выпустить Flash для смартфонов в начале 2009 года, потом во второй половине 2009 года, потом в первой половине 2010 года, теперь уже это вторая половина 2010 года. Наверное, однажды это произойдет, но сейчас мы рады, что не ждали этого момента. И когда он наступит, кто может поручиться, что все будет работать хорошо?

В-четвертых, время работы от аккумулятора.

Для длительного просмотра видео на мобильном устройстве в автономном режиме видео должно декодироваться аппаратно. Программное декодирование потребляет слишком много энергии. Во многих современных мобильных устройствах в процессор интегрирован декодер H.264. Это отраслевой стандарт, используемый во всех Blu-ray-плеерах, его использует Apple, Google (YouTube), Vimeo, Netflix и многие другие компании.

Хотя недавно Flash начал поддерживать H.264, почти все Flash-сайты с видео требуют декодер предыдущего поколения, который в мобильных чипах не реализован и может работать только программно. Разница колоссальна: если на iPhone видео в H.264 работает от одного заряда до 10 часов, при программном декодировании это же видео будет работать меньше 5 часов.

Если веб-сайты перекодируют свое видео с кодеком H.264, то его можно будет смотреть вообще без Flash. Такое видео превосходно работает в браузерах типа Safari и Chrome без всяких плагинов и отлично смотрится на iPhone, iPod и iPad.

В-пятых, сенсорный ввод.

Flash разрабатывался для персональных компьютеров и мышей, а не для сенсорных экранов и пальцев. Например, многие Flash-сайты используют наведение мыши, когда при установке курсора в определенном месте появляется некое меню или другие элементы. В революционном мультисенсорном интерфейсе Apple нет ни мыши, ни, как следствие, концепции наведения. Большинство Flash-сайтов для поддержки сенсорных устройств придется переписывать. И если разработчикам и так нужно переписывать Flash-сайты, так почему бы не переписать их сразу в современные технологии вроде HTML5, CSS и JavaScript?

Даже если бы на iPhone, iPod и iPad был Flash, это не решило бы проблему с тем, что большинство Flash-сайтов нужно переписывать для поддержки сенсорных устройств.

И шестая, самая важная причина.

Помимо закрытости и проприетарности Flash, его серьезных технических проблем и отсутствия поддержки сенсорных устройств есть более важная причина, почему мы не хотим Flash на iPhone, iPod и iPad. Выше мы обсуждали недостатки Flash при воспроизведении видео и интерактивного веб-контента, однако Adobe хочет большего – чтобы разработчики еще и писали с помощью Flash приложения для наших мобильных устройств.

Мы на собственном горьком опыте знаем, что когда между платформой и разработчиком появляется дополнительный программный слой от стороннего поставщика, это ведет к ухудшению качества приложений и тормозит развитие платформы в целом. Если разработчики зависят от сторонних библиотек и инструментов, они получают новые функции и улучшения платформы только тогда, когда сторонний поставщик решает их поддерживать. Мы не можем отдаться на милость стороннего поставщика, который будет решать, когда наши разработчики смогут воспользоваться тем или иным улучшением и смогут ли вообще.

Ситуация еще больше ухудшается, если сторонний поставщик предлагает кроссплатформенный инструмент. В этом случае сторонний поставщик не может внедрить улучшения одной платформы до тех пор, пока они не будут доступны на всех остальных поддерживаемых платформах. Следовательно, доступный разработчикам список возможностей ограничен наименьшим общим знаменателем по всем платформам. Опять-таки, мы не можем принять ситуацию, при которой разработчики не могут пользоваться нашими инновациями и улучшениями только потому, что они не доступны на платформах наших конкурентов.

Flash – это кроссплатформенный инструмент разработки. У Adobe нет цели помогать разработчикам писать самые лучшие приложения для iPhone, iPod и iPad. Цель Adobe другая – помогать разработчикам писать кроссплатформенные приложения. И Adobe крайне медленно вводит улучшения платформ Apple. Например, Mac OS X поставляется уже почти 10 лет, а Adobe начала полностью ее поддерживать (имею в виду Cocoa) только две недели назад, с началом поставок CS5 (апрель 2010 г. – прим. пер.). Из крупных сторонних разработчиков Adobe начала поддерживать Max OS X самой последней.

У нас очень простая мотивация: мы хотим дать нашим разработчикам самую совершенную и инновационную платформу. Мы хотим, чтобы они опирались непосредственно на эту платформу и создавали лучше в мире приложения. Мы хотим постоянно улучшать эту платформу, чтобы разработчики могли писать еще более потрясающие, мощные, веселые и полезные приложения. Здесь выигрывают все: мы продаем больше устройств, потому что у нас лучше приложения; разработчики постоянно увеличивают свою аудиторию и клиентскую базу; пользователи постоянно получают лучшие приложения в самом широком ассортименте из всех платформ.

Выводы.

Flash создавался в эпоху персональных компьютеров и мышей и для персональных компьютеров и мышей. Flash – это успешный бизнес Adobe, и мы полностью понимаем, почему они хотят, чтобы Flash был не только на ПК. Однако мобильная эпоха диктует другие требования: низкое энергопотребление, сенсорные интерфейсы и открытые веб-стандарты. Во всех этих областях Flash проигрывает.

Список медиаизданий, предлагающих свой контент для мобильных устройcтв Apple, постоянно растет. Это показывает, что Flash больше не является необходимым требованием для просмотра видео или какого-то иного веб-контента. А 250 тыс. приложений в Apple App Store доказывают, что разработчикам не нужен Flash для создания приложений с развитой графикой, включая игры.

На мобильных устройствах (да и на ПК тоже) победят новые открытые стандарты, созданные в мобильную эпоху, такие как HTML5. Возможно, Adobe стоит больше времени уделять созданию превосходных инструментов для HTML5 и меньше — критике Apple за движение в ногу со временем.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Не только Apple ненавидит Flash, но и Google
Adobe Flash почти такой же открытый, как MS Office
Можно ли спасти Flash?

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Стивен Пол Джобс (Steven Paul Jobs) – основатель и генеральный директор Apple, основатель NeXT, член совета директоров Walt Disney.
  1. Викторoff
    11 марта 2011 в 12:03 | #1

    Спасибо, самый лучший перевод этой статьи, что я видел. Иноблоггер как обычно задает планку для всех.

  2. rezzet
    11 марта 2011 в 17:29 | #2

    Ну в чем-то дядечка правду говорит, что флеш не стабильный, тормозит, но проблема в том что он говорит полу-правду, хочет дать разработчикам отличный инструмент? почему он считает что важнее для разработчика, я вот считаю что мне нужен qt для нормальной разработки, у которого не будет недостатков флеша, посмотрим как они его пустят к себе. Разработчики сами должны выбирать как и на чем им писать программу, действительно правильно писать под каждую платформу свою версию программы, которая юзает фичи платформы на 100%, но это делает программу дороже в количество раз равное количеству платформ, для команды из 2-5 человек это может быть слишком дорого, не всем приложениям нужны 100% фич платформы, тоже фермы и компания будут использовать маленькую часть платформы и флеш подойдет отлично для реализации такого рода игр. Убер скорость там то же не нужна, допустимо если будет 5-10% оверхеда относительно нативного приложения, но тут правда, флеш дает гораздо большую потерю в скорости.

  3. Crassus
    12 марта 2011 в 09:06 | #3

    Убедительно.

  4. tapin13
    12 марта 2011 в 22:35 | #4

    во многом согласен. сейчас на флэш-е разве что баннеры лепят.
    например у меня в убунте флэш до сих пор очень плохо поддерживается, тормозит браузер и систему. отключаю его, все летает. по сути осталось 2-3 сайта где мне нужен флэш (гугл статистика и еще пару сайтов), но готов полностью от него отказаться.

  5. Эльмар
    16 марта 2011 в 11:41 | #5

    «Flash является главной причиной всех сбоев на Mac». Еще раз — главной причиной _всех_ сбоев. У меня нет опыта работы с продуктами Apple, но я не верю, что форк bsd будет падать от flash.

  6. Аноним
    28 марта 2011 в 09:38 | #6

    Эльмар :
    «Flash является главной причиной всех сбоев на Mac». Еще раз – главной причиной _всех_ сбоев. У меня нет опыта работы с продуктами Apple, но я не верю, что форк bsd будет падать от flash.

    Других сбоев просто нет. Поэтому из всех сбоев главный — падающий от флеша браузер

  7. Николай
    14 ноября 2011 в 12:09 | #7

    ну хорошо избавится от Flash. А что взамен? Какой другой продукт может создавать такой же контент? Ведь речь идет не баннерах. Нужен красивый графический, анимационный контент. В какой программе его лучше сделать? Пусть тогда скажет для программистов.

Spam protection by WP Captcha-Free