Из князи в грязи: смерть открытого ПО на мобильном рынке

9 марта 2011 Мэтт Эйсей

В прошлом десятилетии открытое ПО проделало путь из грязи в князи, однако на мобильном рынке оно до сих пор не может найти свое место под солнцем. Все идет к тому, что оно может просто устареть и сгинуть.

Конечно, есть немало примеров открытых приложений для iOS и Android, однако в целом в мобильном мире открытое ПО постепенно выдавливается. Изменения этой тенденции в ближайшее время ждать не следует.

Отчасти это связано с тем, что открытые лицензии плохо совместимы с правилами онлайновых магазинов ПО. Вряд ли стоит удивляться тому, что Microsoft не в восторге от GPL в Windows Phone Marketplace. Роль этой платформы пока невысока, и это обстоятельство не играет определяющей роли. Гораздо больше беспокоит то, что убирать GPL-программы с виртуальных полок магазинов начала Apple.

С одной стороны, это не ахти какая проблема. В конце концов, разработчики открытого ПО уже давно научились обходить стандартные каналы дистрибьюции. Они могут или создать альтернативные магазины (Sourceforge App Store?), или продвигать веб-приложения на базе HTML5.

Но не все, что хорошо для разработчиков, хорошо и для пользователей. Пользователи находят приложения в разных магазинах или узнают о них от друзей, из прессы и в других источниках, однако они редко готовы в поисках какой-то программы лезть из кожи вон. К этому их приучили интернет-магазины, и это, пожалуй, самое пагубное влияние этих магазинов на открытое ПО.

Боб Сьютор, вице-президент IBM по открытым системам и Linux, недавно написал об этом в Twitter:

Программы в 99 центов – достаточно ли это дешево, чтобы заложить бомбу под открытым и свободным ПО на мобильном рынке?

Вот как на этот вопрос отвечает Мэтт Циммерман, технический директор компании Canonical, продвигающей Ubuntu Linux:

Быстрота интернет-магазинов и Веба вытеснили ключевой нетехнический фактор, поддерживающий свободное и открытое ПО (быстрое получение результата).

Иными словами, если некая программа почти бесплатна и ее можно получить сразу же, при этом она потенциально качественнее, чем открытая альтернатива (из-за инвестиций в ее разработку и отладку), то остается ли у пользователя хоть какой-то стимул скачивать открытое приложение?

Для некоторых людей свобода важна как таковая, но вряд ли таких много среди тех, кто выстраивается в очередь за продукцией Apple. Может быть, их немного и среди разработчиков, пишущих для этой аудитории.

Я сейчас говорю не о том, что Apple становится Великим Сатаной вместо Microsoft. Речь и не о магазинах приложений, которые тоже важны. Речь о том, что магазины мобильного ПО сделали процесс поиска и освоения этого ПО дешевле и проще, чем в случае с открытыми альтернативами.

Дешевле бесплатного? Именно так.

В мире бюрократизированных корпоративных закупок открытое ПО было выгодно для разработчиков: они хотели просто сделать какую-то работу, и им было выгоднее скачать открытое ПО, чем заниматься бумажной волокитой. Однако в мире магазинов эта логика уже не действует. Во всяком случае, она не действует за пределами той инфраструктуры, которая используется для написания и развертывания приложений.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Android и открытое ПО
Почему нет компаний открытого ПО на миллиард долларов
iPhone 4 и вызовы для открытого ПО

Print Friendly

Об авторе

Мэтт Эйсей (Matt Asay) – вице-президент по корпоративной стратегии 10gen, основатель Open Source Business Conference. До этого был главным операционным директором Canonical, разработчика Ubuntu, и старшим вице-президентом Strobe. Также работал в Alfresco, Novell (где стоял у истоков создания Novell Linux Small Business Suite), Lineo. Почетный член совета директоров Open Source Initiative, консультант свыше десятка различных компаний по вопросам открытого ПО. Личный сайт: asay.blogspot.com.
  1. w!ldc@t
    10 марта 2011 в 19:09 | #1

    «открытое по» всегда отличалось своим качеством UI\UX.

  2. bruha
    10 марта 2011 в 20:30 | #2

    согласен, действительно бывает дешевле сразу купить, чем тратить свое недешевое время на поиски бесплатной альтернативы

Spam protection by WP Captcha-Free