Не хороните Apple без Джобса

22 января 2011 Даррел Этерингтон

Хотя эта тема поднимается далеко не впервые, сейчас, когда гендиректор Apple Стив Джобс уже второй раз уходит в отпуск из-за проблем со здоровьем, невозможно не поразмышлять над вопросом: сможет ли Apple успешно развиваться без своего проницательного руководителя?

Большая заслуга Джобса уже в том, что этот вопрос кого-то заботит. После возвращения в Apple в 1996 году 55-летний основатель руководил компанией с таким ясным пониманием целей и направления развития, какое редко встретишь среди многомиллиардных публичных корпораций. При Джобсе iPod стал в мире MP3-плееров тем, чем Kleenex является в мире салфеток; iPhone выстроил массы рядовых потребителей за товаром, который до этого считался уделом исключительно деловых людей; iPad побил все прогнозы и спустя рукава превратил планшетный компьютер в массовый товар. Успех Apple во многом обусловлен плотным контролем со стороны Джобса. Если он уйдет, то не сработает ли этот фактор против компании?

У плотного контроля есть один недостаток: если его убрать, может наступить хаос. Кто бы ни занял образовавшийся вакуум власти, это будет уже не Стив Джобс, каким бы высококлассным специалистом он ни был. А без Стива Джобса для лояльных покупателей, публики в целом, акционеров и, быть может, даже сотрудников компании Apple уже не Apple.

Или, по крайней мере, это уже не та Apple, которую мы знаем. Но значит ли это, что новая Apple без Стива Джобса автоматически обречена на провал? Это весьма радикальная точка зрения, сторонники которой игнорируют ряд важных факторов. Первый – исторический. Не будем забывать, что все это мы уже проходили: Джобс уже брал отпуск по болезни с января по июнь 2009 года. Позже выяснилось, что ему делали пересадку печени. В это время обязанности гендиректора исполнял операционный директор Apple Тим Кук. Сначала курс акций немного упал (как и сейчас, по данным Мэтью Инграма), однако скоро восстановился и затем постоянно рос, достигнув к концу отпуска Джобса $145, чему не помешали даже слухи о том, что Джобс может уйти навсегда. Успехи Кука так впечатлили компанию, что он получил бонус в размере $22 млн.

Однако Кук не единственное светило на небосводе Apple. Есть еще главный дизайнер Джонатан Айв, чей фирменный почерк превратил продукцию Apple в статусный символ для любителей моды и блюстителей имиджа. Есть старший вице-президент по мировому маркетингу продукции Фил Шиллер, который пришел в Apple вместе со Стивом и играл важную роль на последних презентациях. Сегодня Шиллер обеспечивает, пожалуй, самое активное присутствие Apple в социальных сетях через свой Twitter.

Ни один из этих потенциальных преемников Джобса не имеет его статуса знаменитости, но пока в этом и не было необходимости, поскольку эту роль успешно выполняет сам Стив. Кроме того, если раньше фактор знаменитого гендиректора играл важную роль в бизнесе Apple, это вовсе не значит, что без него у нее начнутся проблемы. Предполагать подобное – значит игнорировать все то трудолюбие и изобретательность сотрудников Apple, благодаря которым замыслы Джобса претворяются в жизнь. Некоторые сотрудники компании в разговорах с нами признавались, что часто, когда Джобс очевидно в чем-то неправ, приходится тайно исправлять это за его спиной. Менее авторитарный стиль руководства компанией помог бы услышать противоположные точки зрения, что привело бы к появлению продуктов, которые иначе появятся поздно или не появятся вовсе (например 7-дюймовый iPad).

Больничный Джобса стал неожиданным только для нас, журналистов, но вряд ли Apple как компания была к нему неготова. Пусть она и обязана Стиву Джобсу своими успехами, в случае неудач не он будет причиной. Неудачи всегда были и всегда будут только результатом качества создаваемых продуктов, которое, в свою очередь, есть функция мастерства и творческих качеств тысяч людей, которые каждый день трудятся над их воплощением в жизнь.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Ценовое преимущество Apple
Почему Apple обречена стать аутсайдером
Секрет успеха Apple: это гигантский стартап

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Даррел Этерингтон (Darrell Etherington) – журналист TechCrunch. Раньше работал в The Apple Blog. Личный сайт: twitter.com/drizzled.
  1. cst
    22 января 2011 в 22:25 | #1

    За то и любим, что явно видит цели.
    А вот 7″ iPad это провал, такой же как и Galaxy Tab, живущими только людьми пытающимися выделиться и доказать кому-то что планшет должен звонить(!).
    Хотя конечно, так сильно раскочегареный паровоз Apple пролетит еще лет пять в топе IT индустрии, но там уже будут новые молодые игроки. Может быть даже и Samsung, который хорошо копируя все же строит свою команду специалистов, свою платформу и формирует свое «Я» в мире электроники.

Spam protection by WP Captcha-Free