Облачная операционная система

21 декабря 2010 Пол Бакхейт

Мое недавнее замечание о будущем Chrome OS вызвало на удивление бурную реакцию. Одни сказали, что мой прогноз очевиден и скучен, другие же заявили, что я идиот и «не в теме». Я не буду спорить ни с теми, ни с другими, однако я заметил, что из-за моего прогноза мне стали приписывать нелюбовь к Chrome OS, Google или Облаку. Все это неверно. Итак, ввиду такого большого интереса к этой теме и поскольку мне продолжают писать по электронной почте, я уделю ей немного больше внимания.

Во-первых, что такое «облачная ОС» и зачем она мне нужна? Да, я не слышал, чтобы ее называли «облачной ОС», однако это самый лучший родовой термин из всех, что приходят мне в голову. Главная идея такой системы в том, что все приложения и данные расположены в Интернете (его переименовали в «Облако», потому как звучит круче), а ваш ноутбук или что там у вас – просто окно в это облако. Если ноутбук у вас украли, он сгорел в пожаре и т. д. – не беда, вы просто покупаете новый и все на месте (кроме денег). Многие еще называют этот подход «глупым терминалом», что неверно. Ваш компьютер по-прежнему может выполнять самые разнообразные вычисления и операции с данными – просто теперь он не единственное слабое звено системы.

На мой взгляд, главной определяющей характеристикой облачных приложений является «информация без местоположения». Например, в старые добрые времена вы могли установить копию Outlook или другой почтовой программы на компьютер, она скачивала ваши письма и почта работала на компьютере ровно до того дня, когда Outlook портил PST-файл и все улетало в тартарары. Если компьютер оставался дома или становился добычей воров, ваша почта становилась недоступна. Информация вела себя во многом как физический объект: она всегда была в одном конкретном месте. Это необязательное и досадное ограничение. Переместив почту в «облако», я могу преодолеть ограничение физического расположения и работать с почтой с любых компьютеров, телефонов, телевизоров и чего угодно, где есть доступ в Интернет. Из соображений производительности и нестабильности подключения устройства обычно кэшируют часть почты, однако каноническая версия всегда находится в онлайне. Отличным примером этого служит клиент Gmail на Android-телефонах. В нем хранятся копии последних писем, чтобы их можно было просмотреть без соединения с Интернетом, а также все последние изменения (например новые письма или изменения статуса прочтения), но при этом он старается как можно быстрее отправить эти изменения на серверы Gmail, чтобы они были отражены и на других устройствах (например домашний компьютер). Насколько это возможно, вся информация «живет» в облаке, а любые ее копии представляют собой просто кэши, которыми в любой момент можно пожертвовать. (Кстати сказать, Apple очень ошибается, не допуская на iPhone нативное приложение Gmail. Электронная почта – это одна из областей, где Android однозначно превосходит iPhone, по крайней мере для меня.)

Развивая пример с Gmail, в облаке находятся не только данные, но и само приложение. Из-за этого многие ошибочно называют облачные приложения «возвратом к глупым терминалам». Если приложение «живет» в облаке, это еще не значит, что ваш компьютер ничего не делает. Когда вы работаете с Gmail в браузере, он загружает и обрабатывает код на JavaScript, отображает сообщения, кэширует сообщения, обрабатывает сигналы с клавиатуры и мыши и т. д. Преимущество исполнения кода на локальном компьютере в том, что он может отвечать на ваши действия за считанные миллисекунды, тогда как на доступ к серверам Google уходят сотни миллисекунд (что объясняется относительно низкой скоростью света). Какие части приложения работают на локальном компьютере, а какие – на компьютерах Google? В конечном счете это неважно, тем более что это может меняться (кроме того, у разных интерфейсов это соотношение разное: в базовом HTML-интерфейсе Gmail JavaScript вообще не нужен). Вы как конечный пользователь просто пользуетесь приложением, а все остальное: функционал, обновления и т. д. – берет на себя Google.

Нетбук CR-48 на Chrome OS

Поскольку сейчас мы рассматриваем исполняемый код и конфигурацию системы как данные, живущие в облаке и локально представленные только в виде кэша, имеет смысл окончательно попрощаться с традиционными представлениями об установке и администрировании приложений на компьютере. Конечно, для этого потребуется система безопасности, в частности так называемая песочница, предотвращающая исполнение кода на компьютере (что часто бывает в мире Windows). В мире веба и JavaScript это происходит отчасти автоматически, поскольку веб-приложения развились из обычных веб-страниц, а веб-страницы, ясное дело, не надо ни устанавливать, ни удалять – ваш браузер просто считывает то, что ему нужно для отображения страницы, опционально кэширует ее фрагменты для ускорения вывода, а ненужные ресурсы игнорирует (поскольку он всегда может считать их позже).

Облачные приложения необязательно должны быть на JavaScript и всегда работать только в браузере. Приложения iPhone и Android ведут себя во многом точно так же. Поскольку их можно «установить» и «удалить», с точки зрения пользователя этот процесс принципиально не отличается от добавления или удаления закладки, тем более что часто такие приложения лишь тонкая надстройка над встроенным веб-браузером. Система технических и цензурных политик предотвращает исполнение на вашем компьютере чего-то опасного (в отличие от Windows-приложения, которое может самостоятельно установить драйвер нового устройства, заменить корневую системную библиотеку, установить руткит и т. д.).

Одна из точек зрения на эту новую архитектуру состоит в том, чтобы рассматривать весь Интернет как один компьютер. Такой компьютер представляет собой массированную распределенную систему с миллиардами процессоров и дисплеев, экзабайтами дискового пространства, и она протянулась по всей земле. Ваш телефон или ноутбук лишь малая часть этого глобального компьютера, главная цель которого – предоставление удобного интерфейса. Вычисления и хранение данных осуществляются очень сложными и динамичными способами, но эта сложность в основном скрыта от конечного пользователя. Например, работа с моей страницей на FriendFeed затрагивает тысячи отдельных процессоров и дисков, находящихся в десятке разных организаций, включая Facebook, Amazon, Google, ваш провайдер, другие провайдеры, а также ваш компьютер. То же касается и тысяч других веб-приложений.

Этот глобальный суперкомпьютер дает возможность делать такие вещи, которые были невозможны еще относительно недавно: мгновенно искать среди миллиардов документов, работать с электронной почтой и другой информацией почти из любой точки, быстро доносить свои мысли до тысяч и миллионов людей, совместно редактировать документы с людьми по всему миру, выбрасывать скандальную дипломатическую переписку и т. д. Стало возможным запускать новые сервисы и приложения почти без инвестиций, что породило новое поколение низкобюджетных стартапов и привело в мир высокотехнологического предпринимательства массы новых людей.

Конечно, всегда найдутся скупердяи, которые заявят, что все это плохо, да и действительно, здесь есть свои минусы и сложности. Однако лично я думаю, что в конечном счете появление этого глобального суперкомпьютера является одним из важнейших технологических достижений в истории.

Так вот, что представляет собой Chrome OS? Если мой ноутбук лишь часть большого компьютера, то как должен быть устроен мой локальный узел? Он должен быть относительно дешевым, надежным, безопасным (без вирусов и т. д.), не требующим администрирования (я не хочу быть сисадмином), простым в использовании и быстрым. На мой взгляд, все это и есть конечная цель Chrome OS. Создатели этой системы делают ноутбук, на котором работает только браузер и больше ничего (в основном).

На самом деле мне нравится идея Chrome OS. Так почему же я прогнозирую ее сход со сцены? Да потому, что у нас уже есть миллионы устройств, делающих почти то же самое, и они работают на iOS и Android. Спустя полтора года после представления Chrome OS Apple выпустила iPad, который стал одним из самых быстро продающихся новых устройств за всю историю. Google ответит на это планшетами на Android, и рано или поздно на Android появятся более крупные и мощные планшеты. Все преимущества Chrome OS (безопасность, быстрое включение и т. д.) точно так же применимы и к Android. Я предполагаю, что любая новая функция Chrome, будь то на HTML 5 или нативная, рано или поздно будет поддерживаться и браузером Android, поскольку успешная платформа всегда стремится расширяться. При наличии у Android всех преимуществ Chrome OS на первый план выйдет очевидный минус последней – отсутствие тысяч нативных приложений Android, многие из которых весьма популярны. Android-приложения ближе к веб-приложениям с точки зрения безопасности и управляемости, чем Windows-приложения, и полный отказ от них в Chrome OS не играет ей на руку.

Планшет Samsung Galaxy Tab на Android

Другое очевидное различие между Chrome OS и Android состоит в том, что в первой работа осуществляется с помощью мыши и навигационной панели, а во второй – с помощью сенсорного интерфейса (впрочем, у многих Android-устройств уже есть клавиатура). Если мой прогноз не сбудется и Chrome OS останется на рынке, то, скорее всего, только по этой причине. Однако я все равно сильно сомневаюсь, что этого единственного различия достаточно для существования двух ОС. В конечном итоге сенсорный экран может стать универсальным средством ввода. Возможно, мы увидим возрождение концепции гибридного ноутбука-планшета.

Другими словами, Chrome OS очень нелогично позиционируется между устоявшимся рынком Windows/Mac, который в ближайшее время никуда не денется, и быстро растущим рынком планшетов. В нише Chrome OS на данный момент почти нет пользователей. Это очень неподходящее место для старта и развития новой платформы. Если у нее получится, что ж, я буду рад за нее. Если же нет, это все равно ценный эксперимент.

* * *

Понравилась статья? Или, наоборот, не согласны с автором? Поделитесь своим мнением в комментариях или Живой ленте (требуется авторизация в Gmail). Создайте подписку и получайте уведомления о всех обновлениях сайта удобным способом.

Читайте также:
Облачные вычисления: новая глава эпического путешествия
Обзор Chrome OS: дешево, быстро, грустно и на выброс
Наконец-то сетевой компьютер!

Print Friendly

Об авторе

Пол Бакхейт (Paul Buchheit) – программист, предприниматель, создатель Gmail и первоначального прототипа AdSense, а также основатель FriendFeed. Ему принадлежит авторство слогана «Не будь злым», входящего в список ценностей Google. Также работал в Intel и Facebook. В настоящее время является партнером венчурной компании Y Combinator. Личный сайт: paulbuchheit.blogspot.com.
  1. beast
    21 декабря 2010 в 22:55 | #1

    Настроить IMAP в Outlook была не судьба, через веб-интерфейс зайти не позволяла религия, и автор ждал 10 лет, пока его не заставили перестать хранить почту локально на волне глупой моды.

  2. dart
    21 декабря 2010 в 23:19 | #2

    @beast он же и заставил, если это «создатель Gmail»

Spam protection by WP Captcha-Free