Вчерашний день социальных сетей

7 декабря 2010 Марк Састер

Когда я слышу, как молодежь сегодня рассуждает о социальных сетях как новом явлении, мне это напоминает ситуацию, когда кто-то услышал ремикс старой песни и думает, будто она только что вышла. Например, многие думают, что песня «Don’t Stop Believing» была впервые записана на шоу «Glee». Так же и с социальными сетями.

Я занимался соцсетями, еще когда был подростком, и уже тогда они были в онлайновом виде. В частности, я использовал два сервиса: CompuServe и Prodigy. Некоторые состояли в онлайновом сообществе The Well, созданном в 1985 году. Мы пользовались этими сетями по тем же самым причинам, что и сегодня. Это так называемые «шесть C социальных сетей»: общение, связность, общие интересы, контент, коммерция и крутые вещи (англ. communication, connectedness, common experiences, content, commerce, cool experiences – прим. пер.). Мы сидели в чатах, дискуссионных группах, назначали свидания, размещали объявления – да что угодно.

В начале 1990-х годов мне было едва за 20 и я писал программы для мейнфреймов на COBOL, CICS и DB2. У нас была электронная почта, программы для обмена сообщениями, общие календари, дискуссионные группы и т. д. Так что во всем этом нет ничего нового. Просто сегодня оно работает лучше и в нем больше народа.

Тогда на сцене появилась AOL. Она была предшественницей Всемирной паутины. Изначально это было онлайновое сообщество типа CompuServe, но однажды она начала предлагать доступ в Интернет за ежемесячную плату. Это был трамплин для новичков. Забавно то, что хотя вы выходили в Интернет, AOL пыталась удерживать вас внутри своего проприетарного контента – то, что сегодня мы называем огородом. У них был собственный браузер, собственный поисковик, собственный контент, собственный чат, почта и т. д.

Помню, мама могла позвонить мне и гордо провозгласить: «Сынок, я в Интернете!» – на что я саркастически замечал: «Нет, мама, ты не в Интернете, ты в AOL». Впрочем, думаю, разницы она не понимала. Контент AOL контролировался AOL, а Интернет представлял собой распределенную структуру. AOL контролировала службы, продавала компаниям доступ и решала, что хорошо, а что плохо. AOL была закрытой, Интернет – открытым.

Однако AOL первой дала широким массам онлайновые службы, электронную почту, чат и дискуссионные доски, чем поспособствовала становлению целого поколения пользователей, которое приняло эстафету и пошло дальше. AOL забросала всю страну компакт-дисками, которые вкладывались в товары в продуктовых магазинах и служили подносами в самолетах. На пике могущества в США у AOL было около 20 млн подписчиков. Это не так впечатляет, если сравнивать с сегодняшним Facebook, но не забывайте, что все эти люди платили AOL примерно $20 в месяц только за доступ. Это дает $5 млрд в год только с доступа, и это не считая рекламы и электронной коммерции.

В то время бренды не рекламировали свои веб-страницы, они рекламировали так называемые ключевые слова AOL. В 1996–99 годах не было ни одного журнала, в котором не рекламировались бы ключевые слова AOL. Если вы создавали новую интернет-компанию на деньги инвесторов, то для выхода на потребителей вам нужно было договариваться с AOL. Эта компания контролировала всю дистрибьюцию.

Когда Time Warner и AOL объединились, многие боялись, что в результате возникнет монополия, полностью контролирующая Интернет. Ха!

Сейчас мне кажется, что в этом тексте можно везде заменить AOL на Facebook, поправить пару предложений и читатель не заметит разницы.

К середине 1990-х годов у нас уже была Всемирная паутина, которая стандартизировала публикацию веб-страниц с помощью HTML. Умные люди поняли, что паутина может делать все то, к чему многие привыкли в доинтернетную эпоху. И тогда компании вроде GeoCities и Tripod предложили инструменты, позволяющие публиковать веб-страницы, которые смогут найти другие люди.

Yahoo! стала известна тем, что впервые предложила бесплатную альтернативу на рекламной основе для всего того, за что раньше вашей маме приходилось платить AOL $20 в месяц. После нескольких приобретений Yahoo! предложила все те элементы, без которых сегодня немыслимы социальные сети. Там была почта, обмен сообщениями, группы, вопросы-ответы и т. д. В частности, в самой компании группы стали стандартным средством общения внутри церквей, клубов, школ и т. д. Позже Yahoo! приобрела GeoCities за $3,6 млрд. Казалось, этот паровоз уже ничто не остановит. Ха!

Да, в 2010 году социальные сети гораздо удобнее, у них более развитые сторонние платформы, гораздо больше пользователей. Но скажем честно: по большому счету это все то же самое, что и раньше, только в большем масштабе.

Print Friendly

Об авторе

Марк Састер (Mark Suster) – предприниматель, венчурный инвестор, член совета директоров нескольких финансовых организаций, бывший вице-президент Salesforce.com, основатель Koral и BuildOnline. Свыше десяти лет проработал в Accenture в Европе, Японии и США. Возглавляет союз венчурных финансистов Южной Калифорнии.
  1. Пока что нет комментариев.

Spam protection by WP Captcha-Free