Ценовое преимущество Apple

21 ноября 2010 Джон Грубер

Недавно я уже цитировал Ларри Дигнана о цене планшетов:

Когда гендиректор Apple Стив Джобс выпустил iPad, было неясно, насколько агрессивна цена этих новомодных устройств. Сейчас мы это хорошо понимаем, потому что планшеты на Android и другие конкуренты не могут тягаться (с iPad) по цене.

И я комментировал:

Сегодняшняя Apple перевернула ситуацию с ценами с ног на голову. Раньше Apple критиковали за то, что ее продукция переоценена. Сейчас же конкуренты не могут сравняться с Apple не только по качеству, но и по цене.

Но это не так в случае компьютеров, Mac и Windows. C переходом на процессоры Intel цены на Mac стали сопоставимы с Windows PC, если сравнивать аналогичные аппаратные характеристики. Однако подавляющее большинство PC не сравнятся с Mac по качеству и дизайну. Думаю, не ошибусь, если скажу, что типичный PC существенно дешевле типичного Mac. Я еще вернусь к теме PC, а пока рассмотрим только потребительскую электронику – устройства типа iPad, iPhone и iPad.

Вообще, телефоны – веселый бизнес, потому что они продаются по субсидированным ценам. Когда вы покупаете у AT&T iPhone 4 за $199, на самом деле вы покупаете его вовсе не за $199, потому что в нагрузку вы получаете двухлетний тарифный план. Но если посмотреть на настоящие, несубсидированные цены на iPhone (мелким шрифтом в низу страницы с ценами на сайте Apple), то они совсем другие: $599 и $699 за модели с 16 и 32 ГБ соответственно.

Эти цены вполне конкурентоспособны. Возьмем лучший из Android-смартфонов на рынке, например Samsung Galaxy S. В разблокированном виде на Amazon он стоит около $600, но у него только 8 ГБ встроенной памяти. HTC Desire стоит чуть меньше $600. Когда продавался Google Nexus One, он стоил $529.

С другой стороны, вместе с субсидиями появляются и другие нюансы. К некоторым Android-телефонам в подарок дается еще один телефон; с iPhone ничего подобного нет. HTC Droid Incredible без контракта стоит на Amazon $530, а с двухлетним контрактом от Verizon он дарится бесплатно. Эти субсидированные скидки говорят о товарном характере платформы Android и яростной конкуренции между разными производителями Android-устройств. Но если сравнивать несубсидированные цены, то хорошо видно, что они ничем не выигрывают у iPhone.

(Есть основания думать, что более низкие субсидированные цены многих Android-телефонов обусловлены более сильной позицией производителей на переговорах с операторами. Если оператор хочет iPhone, у него только один вариант – договариваться с Apple. Если оператор хочет хорошие Android-телефоны, то у него большой выбор: HTC, Samsung, LG, Motorola и другие игроки, которые сами конкурируют друг с другом.)

Apple iPhone 4, Samsung Galaxy S и HTC Desire

Теперь возьмем традиционные, несенсорные iPod. Прошло уже девять лет, а iPod до сих пор самый продаваемый аудиоплеер в мире. Он не самый дешевый, но и далеко не самый дорогой.

Впрочем, самым лучшим примером ценового преимущества Apple является iPod touch. Я бы с удовольствием купил Android-устройство за $229, сопоставимое с iPod touch: то есть, эдакий флагманский Android-телефон, но без телефона (и без контракта). Прошло уже три года, продано порядка 30–40 млн iPod touch, но до сих пор такого Android-устройства нет. Я подозреваю, что это потому, что ни один производитель телефонов просто не может себе позволить его производство. (А еще я подозреваю, что несубсидированный iPhone мог бы стоить гораздо ниже, судя по цене iPod touch.)

Наконец, возьмем iPad. Первые планшеты от конкурентов вышли с 7-дюймовыми дисплеями. По их собственному мнению, этот размер более оптимален. Стив Джобс на недавнем селекторном совещании по финансовым результатам объяснил это иначе: никто не сможет побить цену на iPad с аналогичным дисплеем, и потому приходится переходить на более дешевые 7 дюймов. Поскольку Verizon продает Galaxy Tab за $599, что всего на $30 меньше эквивалентного iPad, мои деньги соглашаются с объяснением Джобса.

(В России iPad стоит от 19 900 руб. – прим. пер.)

iPod, iPhone и iPad – цены на все эти устройства либо сопоставимы, либо даже ниже, чем у конкурентов.

Так в чем же разница между этими устройствами и индустрией персональных компьютеров? Различий несколько, и все они склоняют чашу весов в пользу Apple.

Во-первых, Apple является мировым лидером по объему закупок такого дорогого компонента как флэш-памяти. Из-за этого Apple получает у поставщиков лучшие цены и приоритет при продаже. Apple имеет преимущества при закупке и других компонентов: сенсорных экранов, модулей беспроводной связи и т. д. Между тем флэш-память – самый неустойчивый вид компонентов, и Apple является его покупателем номер один в мире. Плюс, у Apple невероятная операционная эффективность. Найдите хоть одного наблюдателя, который оценивал бы работу операционного директора Apple Тима Кука менее, чем на пять с плюсом.

Но здесь есть еще один фактор, на мой взгляд, даже более важный, чем объемы и цены закупок. Я говорю о дизайне и качестве сборки. Сейчас конкуренты Apple на рынке потребительской электроники активно пытаются конкурировать в области дизайна. HTC, Motorola, Samsung – их Android-устройства хорошо выглядят и неплохо собраны. Кто-то скажет, что они все равно не дотягивают до Apple, но по крайней мере они в той же весовой категории.

Так вот, на компьютерном рынке массовые производители никогда и не пытались соответствовать стандартам Apple в области дизайна и качества, да и пользователи особо не возражали – и не возражают до сих пор.

Компьютеры всегда сравнивали по техническим характеристикам, так исторически сложилось. Львиная доля покупателей ПК никогда не смотрят на обертку – только на характеристики. Но на рынке потребительской электроники так не принято. Никто не знает, какой там в телефоне процессор (под «никто» я имею в виду обычных людей). Apple даже не публикует для iOS-устройств ни спецификации процессора, ни даже объем оперативной памяти.

Таким образом, если типичный Mac дороже типичного Windows PC, то в мобильных устройствах правила игры совершенно иные. Здесь Apple приходится конкурировать в основном в дизайне, качестве интерфейсов и бренде. Таким образом, зарождающийся рынок мобильной вычислительной техники стоит гораздо ближе к традиционной потребительской электронике, чем к индустрии ПК*, и это весьма на руку Apple.

__
* В 2004 году Microsoft пыталась привнести стратегию ПК на рынок MP3-плееров, выпустив спецификацию PlaysForSure. Бесчисленное множество экспертов и аналитиков предсказывали, что она «сделает c iPod то же, что Windows сделала с Mac». PlaysForSure самым зрелищным образом провалилась.

Print Friendly, PDF & Email

Об авторе

Джон Грубер (John Gruber) – один из самых авторитетных, информируемых и цитируемых блоггеров Apple-сообщества, программист, создатель языка разметки Markdown. Профессиональный блоггер, получающий доходы от спонсоров, подписчиков и продаж маек с символикой своего блога Daring Fireball. Выступает на конференциях Macworld, поддерживает дружеские контакты с высшими руководителями Apple, которые временами организуют для него индивидуальные презентации. Обладает большим количеством инсайдерской информации, касающейся Apple. По неофициальным данным, зарабатывает на своем блоге $500 тыс. в год. В 2009 году о Грубере и его блоге был снят документальный фильм.
  1. Mironor
    21 ноября 2010 в 17:01 | #1

    Да, да, да, а подумать, что планшеты продаются по цене, сопоставимой с iPad потому, что если бы они были намного дешевле, то пользователь бы ориентировался по цене, и покупал бы то, что дороже, потому что, наверное, оно лучше, если дороже.

  2. Кирилл
    21 ноября 2010 в 22:21 | #2

    Ценовое сравнение наверно подходит для сша. В России мак неоправданно дорог.

  3. Q
    22 ноября 2010 в 09:43 | #3

    В России маки и айфоны правда всегда были неоправданно дороги, но вот айпад оказался неожиданно адекватен по цене. Просто удивительно. Возможно, нас ждет яблочная революция в России.

  4. maxx
    22 ноября 2010 в 09:53 | #4

    @Mironor
    Похоже, так и есть. После выхода айпада надеялся на более дешевые версии других производителей…и обломался :( Выходит либо хлам, либо дорогущий галакси таб.

  5. метеор
    24 ноября 2010 в 12:57 | #5

    Статья мягко сказать не совсем адекватная, да эпл делает лучшую топовую электронику, но только топовую, она не делает электронику в средний ценовой диапазон, не делает в нисший. Acer liuqid сейчас можно взять за 13 т.р., у него нет дисплея iPhone4, у него просто хороший дисплей, у него не 1GHz проц, у него всего 768MHz, у него нет 64ГБ памяти на борту, у него флешка в комплекте на 2Гб(но можно вставить побольше), но он стоит 13 т.р.! HTC wildfire стоит ещё дешевле, а Samsung Galaxy 580, не всем нужны самые топовые телефоны по самым топовым ценам, к тому же не топовые как правило ничем особо не хуже топовых. С планшетами так потому что вообще есть грубо говоря два планшета на рынке, китайские дешевые можно не брать в расчет, хотя мне там один нравится за 180 баксов. Подождите пол года, когда подтянутся на рынок остальные брендовые компании, конкуренция внутри сегмента андроид планшетов собьет цены на них и будет так же как с телефонами, будет дорогой iPad с крутым дисплем на IPS матрице и будет дешевый HTC/Motorola/Samsung/Acer/ViewSonic/iRiver с почти таким же дисплеем, почти таким же процом, но в 1,5-2 раза дешевле.

  6. Ivan
    25 января 2013 в 08:22 | #6

    «Сегодняшняя Apple перевернула ситуацию с ценами с ног на голову. Раньше Apple критиковали за то, что ее продукция переоценена. Сейчас же конкуренты не могут сравняться с Apple не только по качеству, но и по цене.»

    хорошо сказано — я согласен на 1000%! все началось с Айпадов (первый пост-ПК) , потом Айфонов- и потом Айпад.. А теперь андроид планшеты за «копейки» — только благодаря великодушному Стиву который термоядерной войной заставил Гугл создать реально дешевую альтернативу… Потому что Гугл нечстно себя повели с Стивом… Стив не мог такого допустить во второй раз как с Майкрософ — тем более на склоне жизни… И он расстрелял всех конкурентов в плане инновации и цены…

Spam protection by WP Captcha-Free