У Microsoft самый худший интернет-стартап за всю историю: 1 год, $2 млрд убытков

30 октября 2010 Эм-Джи Сиглер

Когда мы слышим слово «стартап», чаще всего на ум приходит стартап в Интернете. Он может иметь финансирование, может не иметь, но почти наверняка он заканчивает в минусе каждый квартал. Конечно, Microsoft не стартап, и уже очень давно. Но что если рассмотреть их онлайновое подразделение как стартап, финансируемый Microsoft? Картина получается ужасная. Для Microsoft в первую очередь.

Сегодня (28 октября – прим. пер.) Microsoft опубликовала финансовые результаты своего первого квартала. Результаты неплохие, за исключением одного большого черного пятна – онлайнового подразделения. В последнем квартале оно потеряло $560 млн. Это лучше, чем в предыдущем, когда убыток составил аж $696 млн, но гораздо хуже, чем год назад, когда было всего $477 млн. Итого за прошлый год Microsoft потеряла на этом подразделении $2 млрд.

Повторюсь: один год, два миллиарда убытков!

Не подлежит сомнению, что любой стартап с такими результатами уже давно бы закрылся. С таким уровнем среднемесячных затрат он не продержался бы и несколько недель, и никакие спонсоры тут не помогут. Но Microsoft продолжает вкачивать в это подразделение все больше и больше денег. И она вынуждена это делать, потому что даже она понимает: это будущее.

У Microsoft два главных источника доходов: подразделение Windows и Windows Live (Windows) и бизнес-подразделение (Office). Неплохую прибыль приносит также подразделение серверов и инструментов, но здесь прибыль вдвое меньше, чем у первых двух. И сейчас оба эти подразделения под серьезным давлением.

Веб уменьшает жизнеспособность Windows, да и вообще любой операционной системы. Одновременно Веб предлагает бесплатные или дешевые альтернативы относительно дорогому Office. Новые устройства типа смартфонов и планшетов создали экосистему, в которой Windows оказывается не у дел (хотя посмотрим, как пойдут дела у только что вышедшей Windows Phone 7). А Office в этих областях вообще не существует.

Как показал последний квартал, на ближайшую перспективу дела у Microsoft вполне неплохо. Windows и Office по-прежнему востребованы, в основном бизнесом. Но только последний глупец не понимает, что это не будет продолжаться вечно.

Если Microsoft хочет продолжать развиваться, она должна обеспечить себе присутствие в онлайне. Именно поэтому она вбивает в это столько денег. Можно заметить: но ведь эта стратегия принесла плоды с такими продуктами, как например Bing. Однако Microsoft нужно больше, чем простое присутствие – ей надо еще и делать там деньги. И в этом аспекте они не просто в проигрыше, но этот проигрыш просто-таки апокалиптических масштабов.

А ведь пять лет назад онлайновое подразделение Microsoft действительно приносило деньги. Пусть немного, но хоть какие-то. Но вот уже 19 кварталов подряд это подразделение приносит только убытки. И, как видно из этого графика, убытки все время растут. Это просто кровавая баня, очищать которую удается только благодаря прибыли от других подразделений.

Сейчас много говорят о том, что Google никак не удается начать зарабатывать на YouTube. Но Google по крайней мере не несет такие колоссальные убытки. Да и до прибыльности осталось совсем чуть-чуть. Даже Apple, которая не сказать, что очень старается, и то очень успешна в онлайне. Даже далеко не самый популярный MobileMe приносит ей прибыль. Или возьмем Twitter – еще одну компанию, неприбыльность которой уже стала притчей во языцех. Но я готов поспорить на что угодно, что Twitter не заканчивает каждый квартал в 500-миллионном минусе.

Может ли Microsoft переломить ситуацию? Сейчас, когда Bing постепенно набирает популярность, а Microsoft полностью контролирует поисковый бизнес Yahoo, надежда есть. Но даже сейчас совершенно неясно, что делать, чтобы перестать тратить и начать зарабатывать. Поиск Yahoo в упадке. Microsoft удается монетизировать Bing, но для этого ей приходится еще больше денег тратить на рекламу этого самого Bing. 19 убыточных кварталов подряд уже само по себе плохо, но еще хуже, что убытки растут.

Не поздно ли взять и купить Facebook (у них есть небольшая доля)? Конечно, поздно. Но никогда не поздно пойти на SecondMarket и потратить хотя бы часть из этих вылетающих в трубу $2 млрд на покупку акций Facebook. Это тоже не самый плохой способ зарабатывать в онлайне.

Print Friendly

Об авторе

Эм-Джи Сиглер (MG Siegler) – журналист, инвестор. Пишет для TechCrunch, PandoDaily и других изданий. Генеральный партнер Google Ventures. До этого был партнером CrunchFund. Личный сайт: parislemon.com.
  1. encyst
    31 октября 2010 в 01:34 | #1

    Оплаченный пост.
    MG Siegler мог быть честнее и написать сколько ему уплачено за этот пост и кому он за эти деньги благодарен.
    Кстати, такие тексты заказывают не кокуренты Microsoft, а биржевые игроки играющие в короткие продажи… А businessinsider — это, как раз, то место, где этим биржевые манипуляторы и занимаются…

  2. Gorlum
    31 октября 2010 в 07:52 | #2

    Да бросьте вы паниковать, последнее время много говорят и пишут об убыточности Бинга, об убыточности многих интернет-проектов Микрософта, что Микрософт не может себя найти в интернете и тд, и тп. Да сам Рэй Оззи об этом же написал недавно. Это известная тема. Чисто логически глупо платить за то, что все знают. Платят за что-то инсайдерское и скрываемое.

  3. ASP
    31 октября 2010 в 12:50 | #3

    да в любой в статье будет процент коментирующих, которые заявят что статья заказная, закон жанра. не обращайте внимания, не ведитесь на троллинг

  4. GSerg
    1 ноября 2010 в 22:49 | #4

    Вот упёртые беси. :) Наверно собираются идти до конца: сжечь бабло, а потом воскреснуть из пепла как птица Феникс. Кстати, их office.live очень удобная штучка, чтобы делать совместный проект: заказчик без специальных знаний может участвовать в разработке.

Spam protection by WP Captcha-Free