Невероятный органический рост Apple

27 мая 2010 Стив Чини

Существует термин «органический рост», под которым понимают собственный, внутренний рост компании, а не за счет поглощений и слияний. Apple последовательно придерживалась концепции органического роста всю свою историю; за последние 25 лет она покупала не больше одной компании в год. Для сравнения, только за последние четыре года Microsoft купила 45 компаний, Google – 40, Cisco – 30.

На первый взгляд может показаться, что раз Apple не «покупает рост», как ее перечисленные выше конкуренты, то, стало быть, она тратит деньги на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – в конце концов, создание первоклассных продуктов обходится дорого, не так ли?

На самом деле Apple демонстрирует невероятный рост и выводит на рынок невероятные продукты с крайне низкими затратами на НИОКР. Так, за последние четыре года Apple затратила на НИОКР всего $4,6 млрд. За этот же период объем ее выручки увеличился с $25 до $43 млрд.

Для сравнения, Microsoft за эти же четыре года затратила на НИОКР на 700% больше – $31 млрд, да еще и совершала лихорадочные покупки. Рост при этом крайне вялый. Cisco и Intel затратили на НИОКР на 400% больше, чем Apple: $19 и $23 млрд соответственно. Это огромная разница с Apple, причем важно помнить, что именно в этот период Apple разрабатывала свои iPhone и iPad.

Таким образом, Apple вывела на рынок iPhone полностью органически – всего за $150 млн и только с одной покупкой (FingerWorks – разработчик технологии сенсорного ввода).

Возникает интересный вопрос: каким образом Apple удалось вырастить платформу iPhone с нуля и до состояния самого прибыльного сотового телефона в мире полностью органически и с такими незначительными инвестициями?

Сложно объяснить такие результаты просто выбором стратегии, но любой, кто общался с сотрудниками Apple, видит, насколько они нацелены на инновации. С того момента, когда Apple едва не обанкротилась в конце 1990-х, инновации в этой компании воспринимаются как жизненная необходимость. Инновации стали частью коллективного ДНК этой компании: она научилась выживать только за счет инноваций.

Именно необходимость выживать привила Apple концентрацию, которая, в свою очередь, поспособствовала повышению эффективности капиталовложений. Apple хорошо понимает свои ограничения и не пытается их искусственно преодолевать. Apple никогда не тратит деньги на игрушки вроде Courier, чтобы поиграться и выбросить, на убыточные интернет-бизнесы и прочие хаотичные приобретения.

Если взять Microsoft и Intel, то после 1980-х годов в этих компаниях не стоял вопрос ни о выживании, ни об инновациях, потому что Windows и процессоры являются монопольными продуктами. Google хорошо удаются инновационные продукты, однако Google купила 70 компаний, но так и не смогла диверсифицировать свои источники прибыли: 95% всех доходов по-прежнему дает поиск.

Очевидно, что по эффективности капиталовложений Apple выступает в своей собственной лиге, недосягаемой для остальных. Конкуренты тратят гигантские средства на НИОКР и приобретения, но без существенной отдачи. Apple же осуществляет внутренние инновации гораздо меньшими расходами и проводит единичные стратегические инвестиции, которые всегда направлены на усиление ее коренных платформ.

Сейчас будет интересно посмотреть, как Apple будет строить свою облачную стратегию – изнутри или с помощью стратегических приобретений. Джон Грубер объяснил, что на этом фронте Apple пока проигрывает Google. Но если Apple снова продемонстрирует свои способности к эффективным инновациям, умение достигать большего результата меньшими затратами, то она с легкостью решит эту проблему. Она сможет снова обогнать конкурентов, причем спустя рукава.

Print Friendly

Об авторе

Стив Чини (Steve Cheney) – программист, инженер, предприниматель, ведущий авторского блога stevecheney.posterous.com.
  1. Кирилл
    28 мая 2010 в 01:34 | #1

    Спасибо!

  2. Аноним
    28 мая 2010 в 14:06 | #2

    Очередной эпплофаг на иноблоггере?

  3. admin
    28 мая 2010 в 15:13 | #3

    Вы знаете, когда в иностранных источниках каждая вторая новость посвящена Apple, часто трудно бывает выбрать что-то интересное.

  4. am.axe
    28 мая 2010 в 15:19 | #4

    Ну вы, друзья, сравнили. Между исследованиями, потребными и проводимыми Intel и Apple ну ооочень большая разница.

  5. Виталик
    30 мая 2010 в 01:29 | #5

    Офигенная статья! Спасибо автору за выбор и перевод именно её. Сама по себе концепция разделения роста на два измерения: скорость и органичность — безумно интересна. Ведь это шаг к выделению критериев «компании-Будущего».

    Не надо тут смотреть на эти конкретные фирмы: апплофаг или апплофил, интелофоб или мелкософт… — зрите в корень! в саму идею!

    Тут же заложена просто гениальная мысль об новом уровне эволюции компании, на котором она астрономически эффективна! Да из этого можно развить новую концепцию по Организационной Культуре, отправив Адизеса, Сенге и всех других в архив. Apple — это офигительный пример из практики, на основе которого можно создать Великую теорию!

  6. webdron
    30 мая 2010 в 09:00 | #6

    > 95% всех доходов по-прежнему дает поиск.
    а не реклама?

    > Apple никогда не тратит деньги на игрушки вроде Courier
    Так если не тратить деньги на игрушки вроде Courier или Larrabbee, то как создавать принципиально новые технологии? Которыми воспользуется та же Apple лет через 10…

  7. vax
    31 мая 2010 в 11:12 | #7

    @webdron
    Думаю, автор не думает, что Apple вообще никого не покупает. Автор хотел сказать нам, что с его точки зрения, всё, что покупает Apple, — потенциальные курицы, несущие золотые яйца. Спорная, конечно, мысль, но тут вся статья такая.

  8. and73y
    1 июня 2010 в 12:14 | #8

    Мне, кажется, что в Apple действительно грамотные маркетологи. Каждый девайс приподносится как революция, грамотно умалчивая о недостатках… Ведь та же самая Nokia еще лет 10 назад выпустила мультизадачные смартфоны на базе Symbian.

    PS
    На Автоваз бы таких маркетологов.

  9. GorGor
    15 августа 2010 в 22:26 | #9

    Я думаю Apple всех задавит в мире и затем в России тоже. Уже сейчас в России все больше людей покупают продукцию Apple, что значит, что многие научились отличать настоящее качество и не жалеют для него денег.

  10. Баааааааааааааак
    18 декабря 2012 в 03:52 | #10

    @and73y
    только если автовазы будут сенсорные и в таком же эстетичном дизайне

Spam protection by WP Captcha-Free