Twitter и сторонние разработчики

16 апреля 2010 Крис Диксон

Даже не припоминаю, когда последний раз мир технологий был настолько интересен, как сегодня. Во-первых, градус инноваций сегодня на максимально возможном уровне. Apple, Google, Facebook, Twitter и даже Microsoft (в своих немонополизированных подразделениях) создают по-настоящему восхитительные продукты. Во-вторых, поскольку битвы ведутся между разными платформами, на первый план выходит стратегия, включающая дополнительные сетевые эффекты.

Особенно интересные шаги сделал на этой неделе Twitter. Многие сторонние разработчики откровенно расстроились. Я думаю, в основном это из-за того, что последние несколько лет Twitter посылал рынку противоречивые сигналы. Вход Twitter в дополнительные области был совершенно предсказуем, это происходит со всеми без исключения поставщиками платформ. Но настоящая проблема в том, что Twitter каким-то чудом удалось убедить всех в том, что это какая-то некоммерческая организация, призванная спасти мир, или некая фантастическая новая бизнес-модель, никак не посягающая на интересы сторонних разработчиков. На этой неделе Twitter наконец стал тем, чем он и является – хорошо финансируемой компанией, управляемой умными капиталистами.

Эти противоречивые сигналы вызваны отчасти тем, что в Twitter до сих пор не определились с бизнес-моделью (они продали данные Microsoft и Google, но это лишь разовые сделки). Конечно, вполне может быть, что они уже определились с моделью и скоро сообщат о ней во всеуслышание. Но какой бы ни была эта модель, что бы они ни объявили, настоящей бизнес-моделью она станет только когда начнет возвращать многомиллиардные вложения. А до этого пройдет как минимум год-два.

Обычно когда сторонние разработчики пытаются спрогнозировать, смогут ли они интегрировать свои продукты в некую платформу, вопрос сводится к следующему: являются ли их продукты стратегическими для этой платформы или нет. Если у платформы если устоявшаяся бизнес-модель, этот анализ относительно простой (например, вот мой стратегический анализ платформы Google). Если вы пишете игры для iPhone, то вы всегда знаете, что Apple возьмет свои 30% и оставит вас в покое. Если у вас контентный сайт, завязанный на поисковой оптимизации и Google AdSense, то вы всегда знаете, что Google тоже не будет вам излишне докучать. Пока у Twitter не появится успешная бизнес-модель, у него никогда не будет цельной стратегии, так что сторонние разработчики будут ждать от него непредсказуемых метаний из стороны в сторону, чреватых неожиданными изменениями стратегиями.

Так какая же бизнес-модель может быть у Twitter? Мне кажется, чистый поиск будет монетизироваться плохо, потому что большинство поисковых запросов в Twitter не делаются с намерением совершить покупку. Акцент на мобильных клиентах и намеки на оптимизацию сайта говорят о том, что в Twitter хотят подражать дисплейной рекламе Facebook. (Увеличение рекламы в Facebook в основном вызвано компаниями вроде Zynga, которые, в свою очередь, монетизируются посредством социальных игр и виртуальных товаров. Вот почему неудивительно, что один инвестор Twitter предложил разработчикам создавать социальные игры, а не «латать дыры» всевозможными сократителями URL.) Facebook зависит от числа просмотров, а у Twitter другая модель, основанная на чистом API (по крайней мере на данный момент). Поэтому если Twitter продолжит двигаться в этом направлении, недовольство среди сторонних разработчиков будет только нарастать.

К счастью, Twitter «латает дыры» с помощью приобретений, а не внутреннего развития. Twitter как проект основан на чрезвычайно умной инновации, ему удалось за короткий срок создать колоссальную пользовательскую базу, но собственного развития, развития продукта, у него практически нет. В Twitter косвенно признали эту проблему и необходимость ее решать, когда купили Tweetie. В приобретениях есть и другой плюс: это позитивный сигнал для разработчиков, что тонуть придется не всем, хотя бы кто-то будет взят на борт.

А что этим временем делает Facebook? В прошлом году Facebook лихорадочно копировал Twitter: сделал многие данные пользователей публичными по умолчанию, создал канонические имена и т. д. А теперь наоборот, уже Twitter подражает Facebook. Самое лучшее, что может в этой ситуации сделать Facebook, это спокойно и без метаний наблюдать за тем, как экосистема Twitter борется сама с собой. Как недавно написал в Twitter пользователь Facebook Иван Киригин: «Если ты допускаешь при конкуренции серьезные ошибки, то нужно просто заткнуться».

Print Friendly

Об авторе

Крис Диксон (Chris Dixon) – бизнесмен, инвестор, программист. Генеральный партнер Andreessen Horowitz. Создатель проектов Hunch и SiteAdvisor. Один из ранних инвесторов Skype, Dropbox, Foursquare и ряда других стартапов. Один из первых в США инвесторов-ангелов в индустрии ИТ (с 2006 года). Личный сайт: cdixon.org.
  1. Darya
    18 апреля 2010 в 23:48 | #1

    Статья очень содержательная и интересная. Сразу видно, что человек — ас и разбирается в том, о чем пишет!

  2. Aendor
    28 апреля 2010 в 19:16 | #2

    Не знаю почему, но меня твиттер банально начал истощать, поэтому им не пользуюсь.

Spam protection by WP Captcha-Free