Google и Википедия – разлученные братья-близнецы?

20 февраля 2010 Мэтью Инграм

В Twitter нечасто сообщают о пожертвованиях на несколько миллионов долларов. Именно это сделал в четверг основатель Википедии Джимми Уэльс: Google пожертвовала два миллиона долларов Wikimedia Foundation, некоммерческой организации, управляющей Википедией и несколькими другими сайтами, такими как Wikinews. (Если совсем точно, первым об этом сообщил член совета директоров Митч Кэйпор, также в своем твиттере.) Позже WF организовала пресс-конференцию на эту тему. Еще бы: это самое крупное пожертвование из всех, что удалось собрать за последний год. Их общая сумма составила $7,5 млн.

Эти два миллиона примечательны тем, что они скрепляют симбиотические отношения, с недавних пор сложившиеся между Google и WF, и в первую очередь Википедией. Наверное, большинство уже заметило, что какой бы поиск вы ни делали в Google, почти всегда одной из первых стоит ссылка на Википедию. По недавней оценке самого Джимми Уэльса, 60–70% трафика Википедия получает именно с поиска Google. Но возникает вопрос: это честное отражение качества контента или некое преференциальное отношение со стороны Google?

По утверждению самих Google и WF, страницы Википедии потому высоко показываются в поиске, что в ней много качественного контента и высокая цитируемость, от чего зависит и критерий сортировки результатов, и рейтинг PageRank. Как заметил один редактор Википедии в ходе обсуждения этой темы, страницы Википедии «менее позорны, чем бóльшая часть Интернета».

Однако некоторым не нравится, что поиск Google явно выделяет Википедию на фоне других, не менее качественных сайтов. Зачем он это делает? Один из вариантов объяснения состоит в том, что Google фактически является рекламным партнером Википедии. Поскольку в самой Википедии рекламы нет, Google монетизирует этот трафик с помощью AdWords и AdSense. Википедия получает много трафика, Google – много рекламных денег. Брак на небесах?

Между Google и Википедией есть только один потенциальный повод для трений – новый сервис Google под названием Knol, по своим функциям очень близкий к открытой энциклопедии. Там тоже любой желающий может редактировать статьи, только там есть одно нововведение: за точностью информации следят специальные кураторы-эксперты. Knol был запущен с шумом и фанфарами, как чуть ли не потенциальный убийца Википедии, однако итог оказался нулевой. Knol редко появляется даже в поиске Google.

Сооснователь Google Сергей Брин в четверг удостоил Википедию лестных отзывов: что это «один из величайших триумфов Интернета» и «неоценимый ресурс для любого посетителя Интернета». К добру это или нет, но уже ясно: в ближайшее время Википедия и Google будут и дальше сближаться, причем не столько ради денег, сколько ради равной и обоюдной выгоды.

Print Friendly

Об авторе

Мэтью Инграм (Mathew Ingram) – старший писатель блога GigaOm. Ранее сотрудничал в изданиях Globe and Mail и London Free Press. Личный сайт: mathewingram.com.
  1. Elena
    12 марта 2010 в 15:34 | #1

    Wikipedia выскакивает одной из первых не только в гугле, в яндексе та же история.

Spam protection by WP Captcha-Free