Что для Google стратегично?

28 января 2010 Крис Диксон

Ларри Пейдж, Эрик Шмидт, Сергей Брин

Google выпускает или приобретает новые продукты почти каждый день. Одно дело собрать несколько программистов и сколотить проект, и совсем другое – найти для этого колоссальные денежные и временные ресурсы. Лучший способ определить, поверит ли Google в какой-то проект, – это выяснить, «стратегический» это проект или нет.

99% своих доходов Google получает с продажи текстовых объявлений обо всем на свете: авиабилетах, DVD-плеерах и жуликах-адвокатах. Проект является для Google стратегическим, если он затрагивает цепочку рекламодатель – пользователь.

В этой цепочке можно выделить несколько звеньев-слоев. Навскидку, это: человек – устройство – ОС – браузер – канал – веб-сайты – объявления – рекламная технология – отношения с рекламодателем – деньги. В каждом звене Google стремится либо доминировать, либо предложить ему свою продукцию. Предлагаю вам краткий анализ наиболее интересных звеньев этой цепи.

Устройство. В настольном оборудовании Google уже имеет продукцию, в мобильном – нет. Поэтому Google и выпустила телефон (Nexus One).

ОС. Продукции нет, а доминирует злейший враг – Microsoft! Следовательно, решение выпустить собственную ОС (Android/Chrome OS) очень стратегично. Помимо этого, Google важно ликвидировать главные причины, по которым люди выбирают Windows. Такие причины можно разделить на рациональные и иррациональные. Вторые слишком сложны для рассмотрения (социологические моменты, организационная инерция и т. д.), поэтому мы их опустим и рассмотрим только рациональные: Office (отсюда Google Apps), Outlook (отсюда Gmail и пр.), игры (ждите, когда Google начнет поддерживать кроссплатформенные игровые среды) и огромный шлейф ПО, работающего только в Windows (оно в любом случае переходит в облако, но Google старается ускорить этот процесс, создавая для него программный инструментарий).

Браузер. Продукции нет, доминирует снова злейший враг. Следовательно, Chrome – стратегический проект, равно как и альянс с Mozilla, равно как и поддержка мощных кроссбраузерных стандартов, упрощающих переход с одного браузера на другой.

Канал. Доминируют поставщики беспроводной и кабельной связи и телекоммуникационные компании. Google здесь доминировать очень сложно, для этого нужны огромные инфраструктурные инвестиции. Следовательно, Google пытается либо предложить этому звену свою продукцию, либо ослабить его посредством: а) усиления конкуренции (WiMAX против Clearwire, бесплатный публичный Wi-Fi) и б) регулирования (сетевой нейтралитет).

Веб-сайты и поиск («рекламный портфель»). Здесь однозначно доминирует Google. Синдицированная рекламная сеть Google (AdSense) доминирует потому, что Google из-за большого числа рекламодателей может обеспечивать наибольшие выплаты. Это, в свою очередь, объясняется крайне ценной якорной собственностью Google.com. Google приобрела YouTube, чтобы войти на рынок видео- и дисплейной рекламы, и DoubleClick – чтобы увеличить объем дисплейной рекламы для своих издателей. На молодом, но быстрорастущем мобильном рынке Google купила AdMob ради ее связей с издателями (связи с рекламодателями у Google уже налажены). Главные риски в этом звене заключаются в следующем: а) люди не смотрят рекламу, а идут куда-нибудь вроде Amazon и делают покупки напрямую; б) фирмы типа Facebook и Microsoft тоже скупают якорную собственность и агрессивно конкурируют с Google на синдицированном рынке дисплейной рекламы.

Отношения с рекламодателями. Google однозначно доминирует на общенациональном уровне в области прямой рекламы: это касается как малых и средних фирм на самообслуживании, так и крупных компаний с полным комплектом услуг. Дисплейная реклама там второстепенна. Что касается рекламы на местном уровне (традиционно она занимает до половины всего рекламного рынка), то эта область пока освоена плохо. Я предполагаю, что именно поэтому Google интересуется Yelp.

Конечно, все сказанное не значит, что Google всегда будет действовать стратегически. Конечно, ей руководят обычные люди, подверженные ошибкам, эмоциям и капризам. Но бизнес во многом похож на шахматы: каждый шаг должен делаться с расчетом на то, что оппоненты в ответ оптимизируют свои интересы.

Print Friendly

Об авторе

Крис Диксон (Chris Dixon) – бизнесмен, инвестор, программист. Генеральный партнер Andreessen Horowitz. Создатель проектов Hunch и SiteAdvisor. Один из ранних инвесторов Skype, Dropbox, Foursquare и ряда других стартапов. Один из первых в США инвесторов-ангелов в индустрии ИТ (с 2006 года). Личный сайт: cdixon.org.
  1. Omike
    28 Январь 2010 в 11:35 | #1

    Боже!
    Как будет скучно если Сергей напишет книгу «Как я создал Google» в точно таком же ключе:)

  2. Жомарт
    28 Январь 2010 в 13:02 | #2

    Гугл втихаря выкупает неиспользуемые магистральные каналы связи по всему миру. Так что тут он не боится делать инвестиции.

  3. Omike
    28 Январь 2010 в 19:41 | #3

    Да да, я припоминаю что google пытался купить 2 ghz полосу в Америке да только ему антимонопольный комитет не резрешил.
    !!! Кстати идея – представте что гуглю разрешили скупить радиополосу, затем он выпускает нексус, затем предоставляет безлимитный доступ в интернет и бесплатную голосовую связь в своей сети покрывая расходы за счет рекламы AdSense !!! Это была бы бомба! Акции всех опсосов рухнули бы до нуля! А может действительно они к этому и идут?

  4. DPihto
    28 Январь 2010 в 20:15 | #4

    Хорошая, годная статья. Стартаперам на заметку.

  5. Жомарт
    28 Январь 2010 в 21:21 | #5

    Они выкупают заброшенные оптоволоконные каналы, и потихоньку набирают себе инфраструктуру. Ютуб-то надо обеспечивать.

  6. bukchep
    28 Январь 2010 в 22:57 | #6

    Стремление присутствия во всех слоях цепочки меня лично бесит, это предтече диктатуры, чего я не хочу. Microsoft пинают за его квазимонополию, Google ждет тоже самое если он не изменит стратегию. Распылив свои ресурсы на все (ОС, браузер, устройства, поиск, и т.д.) он станет уязвим в каждом из компонентов в отдельности, и обязательно потерпит в чем-то неудачу.

  7. comt
    3 Февраль 2010 в 19:52 | #7

    Рано или поздно Google заменит Microsoft в его роли квазимонополиста.

Spam protection by WP Captcha-Free